Прометей отплясал “Чаттанугу”

“Музыка света” на эпохальную не потянула

О, Скрябин! Едва ли не первый русский, кто всерьез желал разломать традиционные рамки замшелого концерта, ввести людей “во Храм”, где “колонны были бы из благовоний, а купол из небесной сини”. Так, его знаменитая поэма “Прометей” подразумевала не только музыку, но и партию света, записанную самим Скрябиным специальным шифром… Его идею решил воплотить, пожалуй, самый любимый москвичами дирижер Владимир Понькин и режиссер Николай Лактионов.

Итак, зал Чайковского. Третий звонок. Зал наполнен наполовину: увы, “дачный сезон”. Многотрубный орган “Ригер-Клосс” совсем не виден: забран огромным полукруглым экраном; а под сводами качается квадратная рампа с тремя дюжинами софитов… На сцене уж готовы “к бою” оркестр Минобороны (п/р полковника Андрея Колотушкина) и хор “Мастера хорового пения”, основанный еще в 1928-м. Появление многократного лауреата “Золотых масок” маэстро Понькина и солиста Бориса Франкштейна (партия фортепиано) вызвало шквал аплодисментов. Поехали.

Игра была безупречна. Духовые и ударные — самая сильная сторона оркестра Минобороны. Смычковые же… здесь были явные провалы по части акустических особенностей зала. Однако оба маэстро (Понькин и Франкштейн) сумели повести тему “навзрыд”, чтобы зритель схватил настроение вопреки всему. А на экранах в этот момент — “каждая нота имеет свой цвет”: легендарный “цветовой слух” Скрябина рисовал желто-зеленые, сине-красные гаммы, а сквозь них едва-едва “просвечивали” исторические партитуры. Может, это и было достоверно с точки зрения источника. Но для гала-концерта, ставящего целью “удивлять да поражать”, этого было мало. А иногда искусственный желто-золотой, раздражительно-уличный свет лишь мешал слушать музыку. Тут вспоминался концерт Хворостовского в Большом зале консерватории, когда кто-то из светотехников настолько увлекся частой сменой подсветки органа, что это вызвало в публике грубый смех. Впрочем, во втором отделении, целиком построенном на “малинке”, народу в зале стало куда больше. Случай весьма редкий. Обычно — наоборот. И еще бы: играли “Серенаду” Шуберта, чаплинскую мелодию из “Огней большого города”, “Болеро” Равеля, “Поезд на Чаттанугу” Глена Миллера. На экране — соответствующие кадры из кинофильмов...

Но главное то, что подобные “эксперименты” не просто важны в дальнейшем, а ими давно дышит само наше время. Более удачны, менее удачны — не суть важно. Поэтому корреспондент “МК” присоединяется к заслуженным аплодисментам Понькину и Лактионову.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру