У Совфедской власти длинная рука

Что для спикера хорошо, то для сената смерть

Политический стриптиз невиданных масштабов. Только так можно охарактеризовать поведение российской власти в странной истории с отзывом членов Совета Федерации и последующим возбуждением уголовного дела против ненецкого воеводы Алексея Баринова.

С самого начала действия российским чиновникам убедительно демонстрировали, что они потеряли ориентацию во времени и пространстве. Сам известный нестандартностью мышления спикер верхней палаты Сергей Миронов, скорее всего, не осознает истинного значения своего поступка.

Подумаешь, без объяснения причин потребовал от заксобраний четырех регионов отзывов своих сенаторов! Но, сделав это, Миронов фактически признал, что Совет Федерации давно перестал быть парламентом в нормальном понимании этого слова. Если бы коллеги г-на Миронова в каких-нибудь западных странах попытались выкинуть что-либо подобное, им бы тут же предложили отправиться на обследование к врачу.

Если рассуждать по закону, члены верхней палаты — это по сути народные избранники. А г-н Миронов — это вовсе не начальник Совфеда. Спикер — это всего лишь председатель собрания, техническая фигура, чьей задачей является правильная организация работы сенаторов. Спрашивается: как техническая фигура может без объяснения причин что-то требовать у народа? Не слишком ли много он на себя берет?

Конечно, в мире кривых зеркал российской политики большинство сенаторов можно назвать лишь народными избранниками в кавычках. Но кто виноват в том, что сенаторский значок давно превратился в предмет купли-продажи и модный аксессуар для олигархов? Вся ответственность лежит на российской власти, которая с помощью лишенных всякой логики реформ довела Совфед до его нынешнего жалкого состояния.

С возбуждением уголовного дела против ненецкого губернатора Алексея Баринова все обстоит даже еще непригляднее. На самом деле не столь уж важно, что именно стало причиной бед, обрушившихся на злосчастного воеводу. Был ли это заказ обиженной Бариновым влиятельной нефтяной компании. Или, чем бог не шутит, вполне правомерные действия прокуратуры, вдруг решившей спустя шесть лет обрушить на голову “грешника” справедливую кару. Важно совпадение. Заксобрание региона принимает решение, призванное защитить свои законные права. И сразу же после этого не захотевший или не сумевший продавить “правильное” решение губернатор региона оказывается в жерновах федеральной “правоохранительной машины”.

Чуткие к намекам сверху российские политики этот сигнал расценили совершенно однозначно. Свобода дозволенного маневра сужается. Отныне “расстрел” полагается даже не за шаг, а полшажка в сторону. Но вот стоило ли посылать такой сигнал? Ведь это уже сложно назвать вертикалью власти. Помнится, как много раз говорил Путин, основа вертикали власти — это закон, а вовсе не какие-то понятия.


Михаил РОСТОВСКИЙ.


ТЯЖЕЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В НАРЬЯН-МАРЕ

Понедельник в администрации НАО начался с новых обысков. Как сообщил “МК” Виктор Туровский, начальник информуправления администрации, люди из ФСБ находятся во всех отделах администрации и производят выемку документов.

— При этом они не предъявляют никаких обоснований, — возмущается Туровский.

Сам подозреваемый, губернатор Баринов, работает у себя в кабинете и никак не реагирует на происходящее.

— Утром у нас прошло обычное заседание, мы рассмотрели ряд текущих вопросов, — рассказывает Туровский. — Губернатор никак не комментирует происходящее и говорит, что недоумевает, почему вдруг против него возбуждено дело. Тем более что оно — семилетней давности. В администрации НАО не могут понять, что конкретно ищут у них в кабинетах. По словам пресс-секретаря, фээсбэшники тщательно просматривают все финансовые документы.


“Укрепит или ослабит вертикаль власти ситуация с ненецким губернатором?”

Дмитрий ОРЕШКИН, руководитель группы “Меркатор”:

— Это пока не драка, а прохаживание по рингу перед схваткой. И от результатов поединка зависят очень важные вещи. Договорятся полюбовно — это хороший признак для других региональных элит. Им подадут сигнал, что с Москвой не только можно, но и нужно спорить в случаях, когда произвол налицо. Если проиграет регион, когда “восстание” жестко подавят из Москвы, — тогда мы возвращаемся к советской модели управления. Но уже понятно, что пресловутая вертикаль не всевластна. В этой национальной автономии местные депутаты впервые потребовали к себе уважения. Конечно, они бы давно сдали водочного короля Сабадаша. Но они требуют мотива, а мотивов у спикера Совфеда нет. Повторю, это очень тестовая и важная ситуация, которая, без иронии, покажет, есть ли у нас вообще самостоятельная региональная политика.

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:

— Связь между отказом подчиниться Миронову и возбуждением дела — минимальна. Москва постепенно восстанавливает свою власть в “медвежьих уголках” России. Там, где она утратила ее и пустила все дела на самотек, давая возможность развиваться коррупции. Когда Владимир Путин пришел к власти, в стране был хаос и многие сомневались, что у него хватит сил на наведение порядка. Тем не менее он смог это сделать. И сегодня за кулисами идет своеобразная “торговля” за власть в НАО. Мы об этом ничего не узнаем, но то, что она есть, — несомненно. Та бизнес-группировка, которая привела Баринова к власти, не пожелает просто так отказаться от своего влияния в округе. Неизвестно, потеряет ли Баринов свое место, но бизнес-группировка скорее всего сохранится. Они просто найдут компромисс с Кремлем.

Дело в том, что Россия сегодня переходит к власти Закона. Но законный переход — невозможен: тогда придется посадить практически всех чиновников. Поэтому приходится искать компромисс.


Беседовали Михаил РОМАНОВ, Валентин ЗВЕГИНЦЕВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру