Богатые тоже платят

В Манеже открылся салон роскоши

Значит, так. В Манеж надо идти только пешком — в радиусе километра парковка невозможна. Минимум электроники в сумке, иначе на каждом шагу вы будете трезвонить, как будильник. И вообще, не надо делать резких движений — многочисленная охрана не так поймет.

И все потому, что в Манеже открылся 3-й Международный салон изящных искусств. 80 галерей, торгующих антиквариатом и ювелирными украшениями, привезли сюда предметы роскоши, каждая из которых стоит от миллиона рублей и до нескольких миллионов евро. Больше всего (кроме, естественно, русских — их 20) участников приехали из Франции и Швейцарии — недаром отдельно отмечено, что нынешний салон посвящен российско-швейцарским деловым отношениям.

На этот раз экспозицию поделили так: первый этаж — картины, декор и мебель, нулевой этаж — ювелирка. Везде — приглушенный свет. А как же иначе — покупка роскошных товаров требует интима!

Но вначале случился казус. В увесистом каталоге к изображению конной пары, осыпанному почти 30 тысячами (!) мелких бриллиантов и сапфиров, сделана указка, что драгоценная статуэтка есть не что иное, как “дар “Манежу”. Вот как надо привлекать публику! Естественно, мы поинтересовались у владельцев швейцарской фирмы Boghossian Geneve, как это им пришло в голову осчастливить государственный выставочный зал. Впрочем, как оказалось, велика сила перевода — ювелиры просто имели в виду, что бриллиантовые кони изготовлены специально к этому салону.

Что же касается картин и прочего — здесь обстановка с прошлым годом поменялась. Значительно меньше представлено классики вообще — замечена всего лишь пара Рубенсов. Зато “взлетели” импрессионисты (не выставка ли картин из музея Орсе тому виной?). Замечательный Ренуар на стенде галереи Philippe Caseau и Jacques de la Beraudiere — всего за 1,8 миллиона евро. Но всех привлекала замечательная картина Шаима Сутина “Сидящий хорист”. Сколько стоит эта работа, владельцы не раскрывают. Известно лишь, что Сутина у нас в России нет, единственное его полотно “Автопортрет” 1916 года было куплено Эрмитажем у той же галереи.

И главная сенсация. Гари Татинцян, американский галерист, открывший пару лет назад свой филиал в Москве, неожиданно удивил, выставив коллекцию супрематических рисунков Малевича, Кошак и Родченко.

— В Европе ходило несколько коллекций супрематизма. Одна из них — Хаджиева — стала хорошо известна благодаря скандалу и выставке в амстердамском музее Стеделик. Но это тоже коллекция, она находилась в Европе с 50-х годов, и я ее нашел.

— Сколько же она стоит?

— Ну кто же скажет из галеристов цену еще непроданным работам! Могу лишь сказать, что сейчас веду переговоры с потенциальным покупателем, и этот человек живет в России.


Марина ОВСОВА

* * *

На открытие салона собрался весь московский свет. Теперь в высшем обществе принято хорошо разбираться в живописи и скульптуре, а еще лучше коллекционировать — например, статуэтки эпохи модерна или миниатюры начала XVIII века. Не все, правда, были увлечены искусством. Катя Лель с золотой сумочкой в стиле “Америка 60-х”, пройдя через рамку металлоискателя, сразу направилась на нижний этаж, к ювелирной экспозиции...

Галереи разместились по большому кругу, а проход напоминал дорожку олимпийского стадиона. Гости стартовали у входа и делали остановку у двух мест розлива армянского коньяка (тут была самая большая давка), совершали полный круг и заходили на следующий. В самом начале задержалась ведущая программы “Спокойной ночи, малыши!” Оксана Федорова. Бывшую “мисс Вселенную” узнавали западные ценители искусства и делали ей комплименты. Гуляла среди шедевров мировой живописи и другая телезвезда — Екатерина Андреева. А певец Дмитрий Маликов сошел с общей дистанции и активно интересовался ценой на антиквариат.

Нарезали круги по экспозиции депутаты Госдумы и члены правительства. К концу мероприятия в зале появился чиновник, который доселе не был замечен в пристрастиях к высокому искусству — руководитель Роспрома Борис Алешин. Вслед за ним со старта на “дорожку” Манежа вышел председатель Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Владислав Резник. А скульптор Зураб Церетели рассказывал про свои последние достижения и позировал на фоне шедевров современного искусства — картин с неприличными надписями матом.

Два бизнесмена обсуждали, что им лучше купить — произведения великого Шагала или немного акций крупной компании. Но рынок акций рухнул, и решили, что лучше — Шагала. А если б не рухнул, глядишь, взяли бы и Матисса...


Мила КУЗИНА

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру