Ил засосал черный ящик

Эксклюзивные подробности уникальной операции на месте разбившегося аэробуса

В понедельник вечером со дна Черного моря наконец-то подняли первый “черный ящик” — бортовой самописец с разбившегося в ночь на 3 мая армянского аэробуса. Его уже отправили на расшифровку. Специалисты говорят, что не за горами и второй самописец, который находится примерно в радиусе пяти метров от первого. “МК” связался с поисковым кораблем и разузнал подробности операции.

Пресс-секретарь министра транспорта Светлана Крыштановская уже почти две недели безвылазно живет на корабле, занимающемся поиском ящиков. Точно так же не сходят на берег и специалисты, которые работают с роботом РТ-1000, и команда корабля. Две недели они видят сушу только на горизонте. Тут и с ума сойти недолго…

— Нет, что вы! Мы очень мирно существуем. У нас дружная компания, и все мы работаем практически круглые сутки. Никаких ссор. Все понимают, что работать надо как можно быстрее, чтобы наконец достать эти ящики со дна, — говорит Светлана.

В ночь на понедельник робот наконец нашел первый ящик. Тогда еще было непонятно — какой именно. Чуть позже, когда его подняли на борт, выяснилось, что это речевой самописец.

— Операция проходила сложно. По первоначальным сведениям пеленга, мы обследовали участок дна 20 на 20 метров. Ничего не нашли. Тогда решили расширить зону поиска и обследовали квадрат 60 на 60 метров. Снова ничего. Решили вернуться к прежнему квадрату. Поскольку на дне ничего не было видно, то робота снабдили специальным пеленгатором, который улавливал радиосигнал от маячков на ящиках. Только тогда мы наконец обнаружили, где же находится первый ящик. Выяснилось, что его примерно на полметра затащило в ил.

— Это много для робота?

— Конечно! Ил же вязкий, текучий. На дно опустили специальный аппарат, который размыл дно, и робот увидел самописец. Приступили к подъему. Поверьте — это уникальная операция! С глубины почти 500 метров мы еще ничего никогда не поднимали. Это в буквальном смысле ювелирная работа. Ведь найти ящик — это только полдела. Его надо было раскопать, перевернуть таким образом, чтобы робот мог его ухватить, и только потом поднимать.

— Скажите, а почему робота сразу не снабдили пеленгаторами? Тогда бы, может, дело быстрее пошло?

— Изначально не было в этом никакой необходимости. Мы знали примерное место и методично обследовали дно. Пеленгатором надо было воспользоваться только в том случае, если на поверхности дна ящик не виден и понятно, что он или под обломками или в иле.

— Второй ящик сразу начали искать?

— Ну, небольшая техническая пауза, конечно же, была. Но уже в ночь на вторник робот вновь опустился на дно.

* * *

Сможет ли найденный “черный ящик” дать исчерпывающие ответы на вопросы о причинах гибели самолета “А-320”?

Это вряд ли. Так считают все эксперты, с которыми удалось поговорить “МК”.

Во-первых, в Черном море начиная где-то с 200 метров идет насыщенный сероводородом слой. Специалисты утверждают, что из-за этого могла пострадать информация на носителе — “черный ящик” слишком долго искали. Хотя обычно самописцы по техническим условиям выносят высокое давление и могут длительное время находиться в воде и даже в огне.

Во-вторых, сам по себе речевой самописец ответы на вопросы не даст. Помочь разобраться в тайне гибели самолета может только расшифровка второго самописца — с параметрами работы всех систем.

СПРАВКА "МК"

На самолете “А-320” предусмотрены 2 самописца: один записывает переговоры экипажа в кабине, объявления в салоне и переговоры по радиостанции, другой пишет полетные данные и данные систем самолета. Оба находятся рядом, в негерметичном отсеке в хвостовой части самолета. По внешнему виду не отличаются. Они “пишут” последние 25 часов полета.

Один из экспертов “МК” разъяснил:

— Достали речевой самописец, а это практически ничего не даст... Какую информацию можно извлечь из речевого ящика? Переговоры между двумя пилотами. Но внешние переговоры и так зафиксированы на пленке в диспетчерской адлерского аэропорта. Они расшифрованы, и там все понятно.

Представьте, аэробус летит на автопилоте. Обычно, когда пилоты видят на экране, что что-то неладно, они эту ситуацию обсуждают. Но в данном случае они и слова сказать не успели — одни междометия. Значит, ситуация развивалась мгновенно, буквально секунды. И находка речевого самописца попросту бесполезна: чтобы узнать истинные причины катастрофы, нужно найти второй ящик, который записывает параметры полета, режим двигателей, работу автоматики.

Но даже если его тоже найдут, расшифровывать параметры самописца будут на родине компании “Эйрбас” — во Франции. И никого из чужаков там к “черным ящикам” не допустят.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру