За бутылкой к таксисту

В России хотят ввести госмонополию на розницу водки

24 мая 2006 в 00:00, просмотров: 279

Как стало известно “МК”, члены Совета Федерации выступили с инициативой ввести в России государственную монополию на розничную продажу алкоголя. Чем это грозит рядовым гражданам? Да ничем хорошим.

Сначала госчиновники перетрясут рынок алкоголя, а потом, пользуясь монополией, начнут закручивать гайки. Для начала поднимут цены, затем сократят количество торговых точек или ограничат время продажи спиртного. Когда есть монополия — у произвола нет берегов.

Забыли уже старые времена, когда в очередях за водкой творились смертоубийства, когда на руки давали по бутылке водки или коньяка, а вина и пива почти не было — портвейн и “Жигулевское” просроченное. Все это — госмонополия. В рыночном и житейском смысле — абсолютное зло. Хотя аргументы для ее введения могут быть любыми — даже самыми замечательными.

Давно известно, что на алкогольном рынке порядка нет. Что здесь полно контрафакта, что люди травятся суррогатами, что деньги не доходят до казны. И понятно, что в этом секторе рынка порядок готов наводить кто угодно. Потому что дело важное, а главное — денежное. Да только все заканчивается одним и тем же: перераспределением финансовых потоков и прибылей из одних карманов в другие. А сенаторы — тоже люди…

Уже сегодня в Госдуме пройдет первое чтение законопроекта о тотальном госконтроле на производство водочного сырья — спирта. Цель: обеспечить 100%-ную уплату налога и контроль за качеством. При этом сознательный конечный потребитель — рядовой россиянин — сможет только порадоваться за госказну. Больше это нововведение его никак не коснется. Может быть, даже качество водки улучшится.

Другое дело — введение госмонополии на розницу “градуса”. Вот здесь — засада. Свою инициативу сенаторы подкрепляют не только воспоминаниями о государственной питейной монополии конца XIX века и опыте госмонополии в советское время, но и международным опытом. Мол, поступления в бюджет сразу вырастут, а негативные последствия от употребления населением спиртного, напротив, снизятся. К примеру, в Швеции за 30 лет госмонополии на магазинную продажу доля выпиваемого гражданами крепкого алкоголя снизилась с 60 до 25%.

— Это спорно! — отрезал в разговоре с “МК” эксперт алкогольного рынка Осман Парагульков. — Госмонополия на розницу — это вчерашний день. Конечно, ограничение доступности спиртного в какой-то мере положительно влияет на население. Но как бы не появилось больше негативных последствий. Вы вспомните, что пил наш народ, когда его пытались “прижать”. Самогон — это самое лучшее. А молодежь просто ударилась в токсикоманию…

Однако в Совете Федерации отказываться от своих намерений не собираются. По мнению сенаторов, может, и не удастся монополизировать розницу в одночасье (“рыночная экономика все-таки”), но попробовать все же стоит. Как рассказал “МК” первый зампред Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев (автор предложений), можно создавать государственные кооперативы или ассоциации продавцов. Причем, что самое интересное, в СФ предлагают организовать такие объединения самим регионам. Исходя из анализа “конкретной алкогольной ситуации”. На вопрос “МК” о коррупционной составляющей данного процесса, ответом было: “С коррупцией будем бороться потом, сначала надо посмотреть, как это работает”.

Есть и еще один щекотливый момент. На сегодняшний день на российском алкогольном рынке процветает так называемый региональный сепаратизм: один регион не пускает к себе производителей другого. А если пускает, то просит заплатить “дань” за место на прилавках его магазинов. И создание монополий в каждом субъекте Федерации просто-напросто перекроет путь в торговлю соседям. Впрочем, сенаторов это не пугает — они и сами люди региональные. Разберутся.




Партнеры