Время “железных” собак

Омон за рельсы порвет любого

24 мая 2006 в 00:00, просмотров: 218

…Цветная наколка с собачьей мордой красовалась во всю широкую мужскую кисть. Обычно это место используют, чтобы заявить миру о себе, любимом, — большими буквами поперек костяшек пишут “Коля” или “Вася”. А тут всего лишь пес… Однако проводник Владимир Швайков своим тату гордится — у себя на руке наколол физиономию друга. Потому что второй такой замечательной собаки, как ротвейлер по кличке Омон, на свете нет. Вместе со своими четвероногими коллегами Омон охраняет железную дорогу. Работы невпроворот — только успевай задерживать.

Где и как готовят к нелегкой службе “железных” собак, выяснили корреспонденты “МК”.

Детка в клетке

Металлический забор на задворках железнодорожной станции Орехово-Зуево. Ни за что не скажешь, что за ним живут больше десятка серьезных псов. Тишина стоит гробовая. Заходим за ворота питомника и снова поражаемся. Для места содержания собак нереально чисто. Не исключено, что здесь даже тротуарную плитку с шампунем моют.

— Овощехранилище, кухня, вольеры с собаками, — показывает свои владения начальник местной стрелковой команды ФГП ВО ЖДТ Россия Александр Развозов.

— А зачем вам овощехранилище, — настораживаемся мы, — у вас что, собак мясом кормить не положено?

— Все даем: мясо, капусту, морковку, лучок. Каждой служебной “единице” в месяц на питание выделяется 1000 рублей. Свежесваренную похлебку сухой корм не заменит.

Начинаются вольеры. Однако вместо свирепых волкодавов натыкаемся на плюшевую мордашку щенка шарпея. Шоколадная девочка по кличке Дина потявкала, обмусолила разделявшую нас железную сетку и уселась в дальнем углу вольера. Неужели это и есть надежда и опора наших железнодорожников?

— Не надо иронии, — улыбается инструктор служебного собаководства Московско-Курского отряда Юрий Кудрявцев. — Это китайская боевая собака. Мы хотим натаскать ее на поиск наркотиков. Не смотрите, что маленькая. Щенок, а на взрослых собак уже кидается будь здоров.

Питомник служебного собаководства узла Орехово-Зуево — крупнейший в Московской области. Собаки и люди вместе охраняют и сопровождают грузы, имущество МЖД. Всего здесь сейчас живут 13 собак. Вот и они: здоровенные овчарки и ротвейлеры сердито косятся на посторонних. На каждой клетке заковыристое, строго по родословной, имя пса. Почти как в зоопарке, если не считать, что в любой момент собак могут выпустить. Выпустили-таки! Мы оторопели и от страха встали по стойке “смирно!”. Но четвероногие на нас даже внимания не обратили. Отработали в учебном городке нужные команды, недружелюбно потрепали “фигуранта” в ватном дрескостюме и забежали обратно.

В среднем каждая собака служит ведомственной охране железнодорожного транспорта около 6 лет. Работать-то приходится во вредных условиях: кругом запахи креозота, нефтепродуктов. “Пенсионеров” не усыпляют, а отдают населению, которое “железных” собак берет с большим удовольствием. Знают, что те прошли классную школу служебной подготовки. Бывает, что период отправки на заслуженный отдых затягивается. Так произошло с пожилым Индусом. Начальство даже сказать его проводнику боится, что собаку пора выбраковывать. Это все равно что ножом по сердцу.

— Такая привязанность — большое подспорье в нашей работе. В трудную и опасную минуту проводник с собакой поймут друг друга с полужеста. Так делает, например, наша лучшая собака — ротвейлер Омон. Не бойтесь, он не кусается… пока проводник команды не даст.

Балдежный пес

На площадке в сопровождении проводника появляется приличных размеров пес. На нас — ноль внимания. Даже не обнюхал из приличия.

— У него работа такая — не реагировать на людей, — рассказывает проводник Владимир Швайков. — Это минно-розыскная собака. Нам часто приходится с ним обследовать общественные места, поэтому он обязан сосредотачиваться на запахах.

На наших глазах пес нашел запрятанное в сумку оружие, потом тротил. “Игрушки” спрятали на кухне, а там стоял такой аромат гречки с мясом, что любая собака забудет про все на свете. Но Омон блестяще справился с задачей и с удовлетворенным видом уселся в ногах у хозяина, кося на него влюбленными глазами-маслинами.

— Познакомились с Омоном в ростовском питомнике центральной школы милиции, — рассказывает Швайков. — Ему шел четвертый год. Собака зрелая, сформировавшаяся, нелегко пришлось искать общий язык… через сосиски, печенье, мясо. А сейчас мы с ним не разлей вода. На службе равных ему нет.

Научить собаку искать предметы — очень длительный и напряженный процесс. На него уходит от полутора до двух лет. Да и потом постоянные тренировки занимают весь активный период жизни пса. А сколько собак выбраковывается во время обучения! Порядка 80%. Если пес начал правильно выполнять нужные команды, еще не значит, что его можно допустить к поиску оружия и взрывчатки. Для этой сложной работы выбирают собак-флегматиков типа Омона. Их действительно единицы, и ценятся они на вес золота. Стоит проводнику сказать одно-единственное слово, и собака превращается в четко отлаженный управляемый живой механизм. Замену которому люди, несмотря на множество научных открытий, до сих пор не нашли.

Охота на воров

Орехово-зуевский питомник — лишь часть системы федерального государственного предприятия “Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации”. Всего в России их более 200. В них содержится более 3,5 тысячи собак. По строгим правилам служебной науки их разделяют на караульных, обходно-дозорных и минно-розыскных. Еще есть разъездные собаки, которые должны сопровождать груз в подвижном составе, но сейчас от этой практики железнодорожники отказываются. Какими бы вышколенными ни были четвероногие охранники, в пути они испытывают огромный стресс. Бывали случаи, когда собаки, не выдерживая, на ходу поезда спрыгивали из вагонов и разбивались насмерть.

— В зависимости от региона при подготовке собак делают определенный уклон, — объясняет главный кинолог ведомственной охраны ЖДТ Сергей Белов. — На Северном Кавказе их преимущественно натаскивают на поиск взрывчатки. Кстати, этот регион славится еще и хорошими кинологами.

В центральной полосе больше нужны караульные и обходно-дозорные сторожа — любит народ прикарманить все, что плохо лежит. Особый бич на железной дороге — кражи цветного металла. Не так давно при обходе пес по кличке Макс унюхал неладное. На задворках станции двое мужиков привязали к “Москвичу” шестиметровую рельсу и пытались ее вывезти. Завидев проводника с собакой, так испугались, что убежали, даже оставив машину на месте преступления. Не повезло и трем преступникам, которые среди ночи проникли в здание подстанции через крышу и уже набрали добра на тысячу долларов. Злоумышленников с поличным взял Омон. Нередко собаки застают на месте преступления похитителей проводов. Больше всего за последнее время на такие происшествия везет псу по кличке Грэм. А вот собака с мудреной кличкой Айвекс ель Винд обломала недавно одному товарищу, можно сказать, весь кайф. В 11 вечера он потихоньку стащил из вагона шесть упаковок пива и, довольный собой, потопал домой. Пес вышел на воришку по следу и быстро настиг его. Теперь у мужика не скоро появится желание пойти за “Клинским” на железнодорожный перегон. По большому счету еще никем не подсчитана прибыль, которую принесли дороге ее четвероногие охранники. Не измерено и то душевное тепло, которое отдавали они своим наставникам. Собаки остаются самыми надежными помощниками работников ведомственной охраны, готовыми в любую минуту пожертвовать всем, в том числе и жизнью.

СПРАВКА "МК"

Служебные собаки для охраны грузов и объектов применяются с 1924 года. Уже в 1934-м трудно было найти на транспорте подразделение стрелковой охраны, в котором бы их не было. Сегодня собаки широко используются при охране объектов железнодорожного транспорта. На некоторых участках их используют с помощью скрытно расположенных постов. Применяется пуск собак в темное время суток со специальными техническими устройствами на шлейках, позволяющими проводникам контролировать работу собак в сложных условиях.


СПРАВКА "МК"

Более 40% хищений на железной дороге раскрывается с помощью служебных собак. В 2005 году благодаря их использованию на железнодорожном узле Орехово-Зуево раскрыто и предотвращено 6 хищений на сумму 12,6 тыс. рублей, задержаны 9 расхитителей, сопровождено 350 поездов. В I квартале 2006 года предотвращено 3 хищения на сумму 12,5 тыс. рублей и 8 человек задержаны за нарушения установленного порядка.




Партнеры