Тайна пахнет керосином

В самолет “А-320” недолили топливо?

25 мая 2006 в 00:00, просмотров: 280

Тайна гибели аэробуса “А-320” “Армянских авиалиний” как никогда близка к разгадке. Вчера со дна Черного моря достали второй “черный ящик”, который записывал все технические параметры самолета до последнего момента. Говорят, что оба самописца сильно пострадали “из-за удара и агрессивного ила”. Между тем, как стало известно “МК”, в кругах, близких к следствию, очень уверенно заговорили о версии нехватки топлива. Пока, правда, неофициально.

Второй самописец находился на расстоянии 16 м от первого, речевого “черного ящика”. Он намного глубже ушел в ил, из-за чего сигнал маячка был слабее. Глубоководные аппараты трудились несколько часов, прежде чем метровый слой удалось откачать и добраться до самописца.

Как уже писал “МК”, второй — параметрический — самописец записывает информацию о работе бортовых систем, приборов и агрегатов лайнера. После его расшифровки, может, как раз и станет ясно, могла ли стать причиной крушения лайнера нехватка горючего. Именно об этой версии сегодня говорят как о наиболее вероятной, хотя после гибели самолета представители авиакомпании ее отвергли.

И все же в пользу версии, что самолету не хватило топлива, есть подтверждение. “По предварительным данным, последний этап полета самолет “А-320” совершал с минимальным остатком топлива на борту. Во время маневрирования перед заходом на посадку уровень топлива еще больше снизился”, — заявил источник “МК”, близкий к расследованию. По его словам, из-за того, что топлива было крайне мало, а самолет перед посадкой летел с большим углом атаки, в топливопроводе могла образоваться воздушная пробка, перекрывшая подачу горючего к двигателям.

“Подобные ситуации не раз имели место на самолетах различного типа”, — заявил источник.

Специалисты знают, что ситуация с горючим в Армении очень напряженная. Авиационный керосин заправляют, что называется, тютелька в тютельку. Так было и в случае с “А-320”. К тому же ни для кого не секрет, что в странах, находящихся в условиях экономического голода, горючее экономят и неофициальным способом — попросту сливая керосин из уже готового к полету самолета. Так сказать, “изыскивают излишки”.

Конечно, пилоты к махинациям с топливом не причастны, этим занимаются аэродромные службы, и — наверняка — с попустительства или по приказу начальства.

Как пояснили “МК” действующие летчики, самолет при заправке получает аварийный запас топлива, которого должно хватить на 30 минут полета сверх нормы. Помимо этого существует еще и АНЗ — аэронавигационный запас, “остатки”, — еще на час, для того чтобы борт в случае чего мог долететь до запасного аэродрома. За наличие АНЗ несет ответственность аэропорт, отправляющий рейс. Если этого запаса не было на разбившемся самолете — это серьезнейшее нарушение международных правил полетов.

А запаса этого скорее всего и не было, и летчики отлично об этом знали, но не они устанавливали правила игры.

“А-320” — машина, напичканная электроникой. В случае, если количество топлива приближается к черте аварийного запаса, срабатывает звуковая и визуальная сигнализации. К тому же у авиадиспетчеров, запрашивающих борт, автоматически на экран выводятся номер самолета и информация о количестве топлива. Так было и в случае с “А-320”: известно, что грузинский диспетчер интересовался у летчиков злополучного рейса насчет количества топлива, на что те ответили: “Дотянем”.

При посадке в Сочи и наши диспетчеры, скорее всего, видели, что у самолета кончается топливо, именно поэтому и приняли решение сажать его, несмотря на погоду: до другого аэродрома аэробус бы точно не дотянул. Но при посадке в Адлере понадобился заход на второй круг. И самолету, как говорят в авиации, “не хватило ведра”.

И последнее. На морской поверхности не было керосинового пятна. Если бы “А-320” имел и аварийный запас топлива, и АНЗ (как и положено), несколько тонн топлива, разлившиеся по воде, не остались бы незамеченными.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

АВИАКАТАСТРОФЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕХВАТКИ ТОПЛИВА

30 октября 1992 г. — при заходе на посадку в аэропорту Читы разбился самолет “Ан-8”. Погибли 13 человек. Наиболее вероятной причиной гибели самолета считается нехватка топлива (не хватило всего около 50 литров).

6 августа 2005 г. — у побережья Сицилии разбился тунисский самолет “ATR-72”. Погибли 16 человек из 39. Причиной катастрофы стала нехватка топлива из-за того, что на “ATR-72” был установлен топливный датчик, предназначенный для другого самолета.





Партнеры