Вэником по совку

Буш — Путин: худой мир или добрая ссора?

Москва и Вашингтон в последнее время все больше напоминают супругов накануне развода. На смену розовым мечтам о “партнерстве” времен Ельцина и раннего Путина пришли постоянные свары. Ознаменуется ли предстоящий саммит “Большой восьмерки” в Санкт-Петербурге примирением Буша и ВВП? Или, напротив, будет сделан очередной шаг к официальному оформлению развода?

Один из ведущих американских экспертов по России, сотрудник института Гувера Стэнфордского университета в Калифорнии Майкл Макфолл считает, что все зависит от действий Кремля.

— Майкл, недавно Дик Чейни сделал все возможное, чтобы блокировать предложение сенатора Маккейна о запрете пыток в тюрьмах ЦРУ. Как после этого можно верить в искренность его озабоченности судьбой демократии в России?

— Я не настолько хорошо знаю вице-президента Чейни, чтобы оценивать степень его искренности. С моей личной точки зрения, ему следовало больше говорить об авторитаризме в Казахстане, который он недавно посетил. Но после того, как Чейни произнес свою речь, я разговаривал с несколькими российскими чиновниками и аналитиками. И ни один из них не высказывал своего несогласия с тем, что сказал Чейни о российской демократии. Подчеркиваю, ни один! А вы что, не согласны? Какая часть его описания была неправильной? Степень искренности автора речи гораздо менее важна, чем то, о чем в этой речи говорилось. Что до предложений сенатора Маккейна, то попытка Чейни их блокировать, по моему мнению, абсолютна неправильна.

— У нас считается, что США использует риторику по поводу демократии и прав человека, чтобы заставить Россию покинуть свою сферу влияния в бывшем СССР…

— Нет никаких признаков того, что Россия покидает свою так называемую сферу влияния. Россия останется региональным гегемоном в Евразии на многие десятилетия вперед. Единственный вопрос: каким именно гегемоном будет Россия — настроенным на сотрудничество или на принуждение?

У США нет стратегических интересов в странах типа Белоруссии, Киргизии, Грузии или даже Украины. Считать, что новая волна демократизации в посткоммунистическом мире — это американский заговор, значит, слишком хорошо думать о нашем Белом доме. Они там на самом деле не настолько умны. Честно говоря, дискуссия в Москве об этих событиях напоминает мне об американских чиновниках времен холодной войны. Они тоже часто пытались представлять освободительные движения в странах третьего мира как результат деятельности СССР. Конечно, СССР оказывал поддержку движению за независимость в странах Азии и Африки. Но реальной причиной перемен в бывших колониях были действия местного населения, а не Москвы.

— А как насчет возможного вступления Украины, Грузии и Молдавии в НАТО? Разве это не демонстрация наличия у Запада стратегических интересов в экс-СССР и его стремления ограничить роль России?

— Процесс присоединения к НАТО должен быть инициирован народами этих государств, а не штаб-квартирой альянса в Брюсселе. Кстати, я видел результаты недавних опросов на Украине. Согласно этим данным, большинство населения выступает против вхождения своей страны в состав НАТО. Но, если все-таки Украина вступит в блок, будет ли это что-то значить для России? Я думаю, что очень мало. НАТО сегодня — это совсем не тот альянс, каким он был 20 лет назад. Было бы очень здорово, если бы Россия впоследствии вошла в состав НАТО и Евросоюза. Конечно, это возможно, только если русские сами этого захотят и будут соответствовать критериям, которые предъявляются к новым членам.

— Россию постоянно обвиняют в энергетическом шантаже. Но разве в случае с Украиной все не обстоит ровным счетом наоборот? Разве можно отрицать, что Киев использовал свое географическое положение, чтобы красть российский газ?

— Можно с полным основанием считать, что Украина использовала для своих нужд газ, который предназначался для других стран Европы, и 1 января 2006 года, и в других случаях. И я абсолютно не поддерживаю подобные действия.

— Не слишком ли мягко сказано? Разве это нормально, когда покупатель самолично устанавливает цену и заставляет продавца принять ее? Это что, рыночная экономика?

— Нет, это ненормально, когда покупатель заставляет продавца принять свою цену. В моей стране нельзя изменить цену, не изменив сперва контракт. У нас очень строгие законы в этом отношении. Но, может быть, в России и в Украине законы другие, я не эксперт.

Законы у нас похожи. Но в Вашингтоне все равно поддерживают Киев. Так почему Россия должна субсидировать украинскую экономику дешевым газом?

— Россия не должна субсидировать украинскую экономику. Лично я считаю, что “Газпром” имеет полное право устанавливать рыночную цену на свой газ для всех. Но ваш вопрос все равно кажется мне странным. Я думал, что Украину газом снабжала частная компания “Газпром”, а вовсе не Россия. Если же речь идет именно о России, то ситуация выглядит совсем по-другому Когда в ситуацию вовлечены государства, а не компании, — вещи меняются. В своей внешней политике многие страны совершают действия, которые не совсем совместимы с рынком. Например, правительство США предоставляет огромные финансовые субсидии Египту и Израилю. Это не имеет абсолютно ничего общего с рыночной экономикой. В вашем случае тоже нельзя притворяться, что проблема заключается исключительно в рыночных ценах, а не в национальных интересах.

— А что не так с использованием экономического давления для политических целей? Все ведь так делают, включая США. Разве не так?

— Конечно, страны делают это постоянно. Моя страна пытается использовать экономическое давление для политических целей, например в случае с Кубой и Ираном. Россия сейчас делает то же самое в отношении Грузии и Молдавии. Но подобный метод решения проблем редко оказывался успешным. Я убежден, что американские санкции против Кубы и Ирана полностью провалились.

Кстати, если вернуться к ситуации с российским газом… Мне кажется очень странным, что основную выгоду от контракта между Россией с Украиной получает “Росукрэнерго”. Компания с малоизвестными владельцами, которые даже не платят налогов России. Если бы я был российским патриотом, я бы захотел узнать причины такой ситуации.

— Москву постоянно обвиняют в лицемерии. Но как насчет Америки? Почему она, например, до сих пор не отменила дискриминирующую Россию поправку Джексона—Вэника? Разве Кремль до сих пор ограничивает свободу эмиграции в Израиль?

— Лично я написал много статей, призывающих к отмене поправки Джексона—Вэника. И в 2002 году я получил длинное письмо от конгрессмена Вэника, который полностью со мной соглашался. Так что поправку действительно надо было отменить очень давно. Да, лицемерие — это часть американской внешней политики. Не буду с этим спорить.

Но эти наши двойные стандарты иногда играют в пользу России. Если бы Россия не была большой страной с запасами нефти и газа, Буш бы не приглашал Путина в свою резиденцию в Кемп-Дэвид и на другие частные встречи. Это неравноценное отношение приводит в бешенство не столь большие и стратегически значимые страны мира. Но такова жизнь!

— Неужели вы серьезно считаете, что действия Кремля — это единственная причина регресса российской демократии? Может быть, дело не только в них, а в слабости и непопулярности оппозиции и отсутствии у нее новых привлекательных идей?

— Это очень важный вопрос. Да, оппозиция несет определенную долю ответственности. Всем партиям в России стоит попытаться увеличить внутреннюю конкуренцию, чтобы у них появилось новое руководство. Но как народ России может узнать, в чем заключаются идеи оппозиции? Ведь ей отказывают в доступе к телевидению. А иногда даже не допускают к участию в выборах. Снятие партии “Родина” с выборов в Мосгордуму — это ведь всего лишь один из многих сотен подобных примеров. Не забывайте и о давлении, оказываемом на людей, которые хотели бы финансировать оппозицию

У нас многие думают, что разногласия между Москвой и Вашингтоном настолько непреодолимы, что мы стоим накануне нового периода холодной войны. А каково ваше мнение?

— Нынешние отношения между США и Россией абсолютно не напоминают холодную войну. Холодная война была битвой двух глобальных супердержав с диаметрально противоположными идеологиями. Миллионы людей потеряли свои жизни в ходе этой войны. СССР и США использовали угрозу ядерного уничтожения как средство для сохранения мира. Эта ситуация не вернется. Те, кто использует холодную войну как историческую аналогию, демонстрируют свое невежество. Либо эти люди ностальгируют по эре, когда Россия считалась супердержавой.

— Каков ваш прогноз на будущее наших отношений? Какое событие может, например, заставить Белый дом полностью изменить или даже порвать свои связи с Кремлем?

— Белый дом не настолько озабочен Кремлем, насколько Кремль озабочен Белым домом. У Буша сейчас слишком много других проблем. Россия в списке его забот занимает одно из последних мест. А последняя вещь, в которой сейчас нуждается Буш, — это другая серьезная проблема. Поэтому я не предвижу никаких перемен в американской политике по отношению к России на многие годы вперед. Если перемены в отношениях будут, то их инициатором выступит Москва.

ПОЧЕМУ ССОРЯТСЯ ДЖОРДЖ ДЖОРДЖЕВИЧ И ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Иногда ссоры между государствами возникают из-за мнимых обид и личной несовместимости лидеров. Но в случае с Москвой и Вашингтоном взаимные претензии носят сейчас вполне конкретный характер.

Что не нравится Белому дому

Иранская загадка. Режим тегеранских мулл, похоже, бросил все свои ресурсы на создание ядерного оружия. А Кремль по-прежнему готов продавать президенту Ахмадинежаду зенитки. Почему? Этого не понимают не только в Вашингтоне, но и многие в Москве.

Горбушка раздора. Весной 2006 года ведомство торгового представителя США объявило Китай и Россию “главными интеллектуальными пиратами” мира. Кроме того, как и грузины и молдаване, янки недовольны нашим санитарным надзором. В Вашингтоне прозрачно намекают: пока мы в этих областях не исправимся, не видать нам Всемирной торговой организации как своих ушей.

Трубы и базы. Россия — один из крупнейших мировых поставщиков энергоресурсов. Америка — самый крупный их потребитель. Из-за этого мы всегда будем по разные стороны баррикады. Потребителю важно подешевле купить, а поставщику — подороже продать. В Каспийском море скрыты сказочные нефтяные богатства. И Кавказ уже давно объявлен сферой жизненно важных интересов США. Именно поэтому Вашингтон взял Тбилиси под свое крыло и требует от Москвы сдать Абхазию и Южную Осетию. Заодно янки добиваются от Кремля вывода наших войск и сдачи Приднестровья. Нефти на берегах Днестра нет. Но регион все равно считается стратегически важным.

Демократия по Бушу. Действительно ли янки озабочены судьбой “гибнущей российской демократии”? Или все громкие речи — это способ выбивания уступок у Путина в других областях? На оба эти вопроса можно дать положительный ответ.

Критикуя ВВП за “недемократичность”, Буш и К° убивают сразу нескольких зайцев. Это идеальный рычаг давления. Это способ защиты от внутриполитических конкурентов. Во время президентской кампании 2000 года Буш ругал кандидата от демократов Гора за его “братание с автократами из Москвы”. Сейчас в том же самом обвиняют и самого Буша. Но нельзя забывать и о свойственном большинству американских слуг народа стремлении к мессианству. У нынешнего президента США эта черта и вовсе носит гипертрофированный характер.


Что не нравится Кремлю

Призрак из 70-х. В 1972 году генсек Леонид Брежнев решил наказать несознательных советских граждан, собравшихся эмигрировать в Израиль. “Отказникам” было предложено вернуть государству стоимость затрат на их образование. В 1975 году с подачи сенатора Скупа Джексона и члена палаты представителей Чарльза Вэника американский конгресс единогласно (!) принял специальный закон. Согласно поправке Джексона—Вэника, пока страны с нерыночной экономикой не перестанут препятствовать свободной эмиграции, нормальные торговые отношения с США им не светят. В 2001 году Америка официально признала, что Кремль свободной эмиграции больше не мешает. В 2001 году Буш пообещал “другу Владимиру” отменить в отношении России этот устаревший закон. Но воз и ныне там. На все недоуменные вопросы из Москвы в Белом доме лишь разводят руками. Мол, нам никак не удается уговорить конгресс!

Пустите нас в клуб! Переговоры о вступлении Китая во Всемирную торговую организацию длились 15 лет и 5 месяцев. Россия уже близка к тому, чтобы побить этот рекорд. Впервые мы постучались в двери “мирового торгового клуба” еще в 1993 году. Но точная дата нашего вступления до сих не определена. По мнению Кремля, во многом в этом виноваты США, недавно затеявшие спор из-за уже давно согласованных вопросов.

Оранжевый вирус. “Щелкать клювом” — как говорят, именно это выражение использовал Путин, комментируя в узком кругу недавний “плач” Чейни по поруганной российской демократии. В Москве считают, что Америка вмешивается в наши внутренние дела и пытается зажечь огонь “оранжевых революций” по всему периметру российских границ.

Незваные базы. “Мы к ним со всей душой, а они…” — к этой сакраментальной фразе сводится суть претензий Москвы к политике США в Средней Азии. После терактов 11 сентября Кремль согласился на создание американских военных баз в Средней Азии, не оговорив при этом четких временных рамок. Из-за ухудшения отношений с Каримовым янки пришлось убрать свои войска из Узбекистана. Но, несмотря на все требования Кремля, назвать точный срок закрытия авиабазы в Киргизии в Вашингтоне отказываются. Зато в дипломатических кругах полно разговоров о возможности открытия новых военных баз США в Восточной Европе.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру