За Достоевского дают Невского

Глазунов отметил юбилей любимого писателя

1 июня 2006 в 00:00, просмотров: 182

После грандиозного открытия собственной картинной галереи на Волхонке Илья Глазунов на некоторое время ушел в тень. Но, оказывается, не отдыхал, а усиленно готовился к юбилею любимого писателя Достоевского. И к его 185-летию разродился на просто выставкой, а целой конференцией “Образы Ф.М.Достоевского в творчестве И.С.Глазунова”.

Под конференц-зал отвели самое большое помещение галереи c эпохальными полотнами мастера — “Мистерия ХХ века”, “Вечная Россия” и “Великий эксперимент”. Зал был битком. Его заполнили: молодежь — студенты Академии живописи, ваяния и зодчества, преподаватели, дамы бальзаковского возраста, поклонницы творчества, казаки в полном обмундировании, московские чиновники, искусствоведы и весь многочисленный обслуживающий персонал галереи.

Атмосфера важности события чувствовалась во всем: и в помпезности картинного обрамления, и в наличии президиума, и даже в отливающем золотом гербе на трибуне, выступать с которой записались 18 человек. Из них добрая половина — исследователи творчества живописца.

Однако сам Глазунов, появившись в зале, к трибуне не пошел, а став запросто, без микрофона, начал вдруг с Голливуда: “Как часто пошло звучит в американских фильмах — “здравствуйте всем”. После столь непривычного приветствия Илья Сергеевич скромно добавил: “Уточняю: конференция посвящена Достоевскому, а не Глазунову”. Но начали все-таки с него. Оказалось, героя нашла награда, которую ему почему-то не могли вручить целых полгода. А именно — орден Святого Александра Невского “За труды и Отечество”, обладателями которого до Глазунова стали президент Путин, Патриарх всея Руси Алексий II, балерина Плисецкая и другие известные личности.

На начавшейся затем собственно конференции все выступавшие стремились особо подчеркнуть, что ровно 50 лет назад Глазунов вновь открыл стране Достоевского. Доктор искусствоведения Виктор Ванслов: “Тогда, в середине 50-х, о Достоевском мало кто слышал. Его не преподавали в школах, его произведения не печатались, и выход в 1956 году 16-томного собрания сочинений с иллюстрациями Глазунова стал по-своему революционным. Тогда нужно было иметь смелость, какую имел Илья Сергеевич — на фоне тогдашнего пафоса, героики и восхваления всего и вся показать страдающего человека, несчастного, со сложной психикой и судьбой”.

Что и говорить, Достоевский занимает в творчестве Глазунова важнейшее место. Как признался художник: “Я полюбил его всем сердцем с IV курса института. Хотя должен признаться, что до сих пор его произведения понимаю не до конца. Осенью вернусь к “Братьям Карамазовым” и “Князю Мышкину”. Эта тема бесконечна”.




Партнеры