Отдыхать - так с полисом

К выбору страховки в отпуск нужно подходить с умом

5 июня 2006 в 00:00, просмотров: 366

— Пришла тур выкупать, а там мне начали “впаривать” какую-то страховку от какого-то невыезда... Говорю, обычной мне хватит! А они: нет и от невыезда возьмите, вдруг визу не дадут, а мы ответственности не несем! В общем, опять пришлось ругаться... — сетует подруга на турагентство.

Впрочем, “страховка от какого-то невыезда” была все же выкуплена.

С ней-то подружка благополучно и укатила в отпуск. Конечно же, с претензиями: только деньги зря потратила! Однако, как показывает практика последних лет, такой вид полиса все чаще покупается россиянами.

И благодаря ему они не теряют, а возвращают потраченные впустую деньги. А обычный полис “гражданина, выезжающего за рубеж” и вовсе необходим в поездке.

“Кот в мешке”

“Страховка для граждан, выезжающих за рубеж” — пожалуй, самый простой полис, который только существовал за всю историю страхования: он всего-навсего обеспечивает вас врачебной помощью на чужбине. Но при этом остается чуть ли не самым “неизведанным” для соотечественников. Даже при наступлении страхового случая наши сограждане умудряются не вступать с ним ни в какие отношения. Либо просто забывают о его незримом присутствии вместе с ними в отпуске (и продолжают платить деньги отельным “эскулапам”), либо не знают, к какому месту его приложить (так и не находят, по какому телефону и куда звонить). Результат такого невнимания налицо: страховщики крутят у виска — мол, сами виноваты, а страхователи (граждане, выезжающие за рубеж) обвиняют страховые компании в выкачивании денег. А ведь если договор составлен с умом, он приносит только пользу. Без оного — превращается в ненужную бумажку, а то и вовсе создает проблемы.

Надо сказать, страховщики тоже не особо бьются за прививание отпускникам культуры страхования. Полисы чаще всего выдаются фирмой, торгующей путешествиями, “по умолчанию” вместе с турпакетом. Бывает, что всего лишь за пару часов до вылета. Получается, что человек вынужденно заплатил за полис неизвестно какой компании и непонятно на каких условиях. А это в корне неправильно. Хотя бы потому, что этот в общем-то недорогой (в среднем 1 доллар за сутки поездки) “кот в мешке” может совсем не прибавить радужных впечатлений от путешествия. Даже обидно как-то за полис, граждане отдыхающие. Штука-то хорошая.

Всем известно, что так называемые массовые туры часто просто не оставляют нам выбора. Туроператор связан “круговой порукой” как с авиакомпанией, так и со страховщиками. То есть вы ищете отель, а дальше летите “куда послали” с “ненавязчивым” полисом под мышкой. При этом, если на этапе выбора временного заграничного пристанища вы попытаетесь покачать права, то... не услышите ничего нового. Вам любезно сообщат, что у турагентства договор именно с этим перевозчиком и именно этим страховщиком. Но! Если расторгнуть свои отношения с турагентством практически нет ни одного шанса, то распрощаться со страховщиком вполне реально. Конечно, если вас не устраивают предложенные правила страхования. А для этого нужно с ними подробно ознакомиться.

Это страшное слово “франшиза”

Кто хоть раз попал (именно “попал”, потому как добровольно его не купишь) на полис с безусловной франшизой и попытался им воспользоваться, не понаслышке знают все “преимущества” данного изобретения страховщиков. Для тех, кого сие счастье обошло стороной, открываем словарь.

“Франшиза — это освобождение страховщика от возмещения части убытков. При безусловной франшизе убытки до порогового размера не возмещаются ни при каких условиях”. В переводе на русский: в договоре прописывается некая сумма, которую вы при любых обстоятельствах выплачиваете сами. Применяется это, как следует из того же словаря, по крупным рискам, “побуждая тем самым страхователя к более внимательному отношению к застрахованному объекту”.

Надо сказать, корреспондент “МК” в прошлом году сам подвергся этой воспитательной мере. Франшиза в моем договоре составляла 30 долларов. Которые и были благополучно переданы в руки врачу, призванному бороться с моей высокой температурой. Упс! И ведь никак не подумаешь, что ежедневные походы от отеля до моря (метров 50 максимум) таили в себе страшные риски, сравнимые с покорением горных вершин или глубоководным погружением. Мораль: никогда не знаешь, что подразумевает под настоящей опасностью страховщик. Впрочем, вы вовсе не обязаны платить за подобную заботу.

Справедливости ради надо отметить, что наличие франшизы немного удешевляет полис. Но если учесть, что большинство страховых случаев приходится как раз на небольшие суммы, то скорее она облегчает жизнь тому же страховщику.

Вторая “реальная подстава” иногда поджидает на первом листочке полиса — это телефоны “компаний-ассистанс” (вы же не думаете, что российские страховщики мотаются за вами в Турции и Египты — там работают фирмы-партнеры). Как правило, на бланке печатается два номера. Первый — телефон колл-центра в той стране, где вы отдыхаете, второй — московский (или того города, откуда вы приехали). В моем полисе (том самом, с франшизой) значился номер, по которому можно было позвонить только из телефонного автомата. И все бы ничего, но автоматы уже год как не обслуживались в этой курортной стране. Выяснилось это, как вы понимаете, опытным путем — сначала безуспешным накручиванием диска отельного телефона, а потом и опросом работников ресепшена. Пришлось звонить в Москву с мобильника. Ничего не скажешь — весело. Из этого следует второй совет: поинтересуйтесь, насколько рабочие номера телефонов указаны в вашем полисе.

Обойдемся без “засад”

В общем, если усвоить два этих правила, то можно смело, а главное, легко обзавестись полисом. Оформить бумагу можно двумя способами, но в любом случае — за пять минут: либо напрямую через страховую компанию, либо при покупке путевки. Правда, в последнем вы рискуете заплатить комиссионные турагентству. Например, стоимость полиса на 30000 долларов покрытия у страховщиков будет стоить приблизительно 60 центов в сутки, а у фирмы путешествий — как минимум доллар. В гарантии стандартной “страховки гражданина, выезжающего за рубеж”, входит только обеспечение медицинской помощи при несчастном случае или болезни. Обязательно уточните, включена ли стоматологическая помощь. Впрочем, как правило, ее приходится вписывать в договор отдельно.

Далее все просто. Поднялась температура или вы получили травму — заниматься самолечением не стоит. Тем более что вы теперь имеете полное право на страховую защиту. Звоните по телефону, указанному в полисе (вы же не забыли проверить его на работоспособность до выезда?) и сообщайте о проблеме и своем местонахождении. Причем бояться того, что ваш отель находится в пятидесяти километрах от города и что доктор будет добираться к вам три дня на оленях, не нужно. Из колл-центра звонок “спустят” дальше по цепочке до ближайшего к вам населенного пункта. Откуда и выпишут доктора. Учить местный язык тоже не придется: один из эскулапов обязательно будет говорить по-русски.

Еще один несомненный плюс вызова помощи по страховке состоит в том, что не нужно бежать с рецептом в аптеку. Врач обязательно оставит вам прописанные им самим лекарства.

Берите чемоданы пачками

Однако и на этом не стоит останавливаться. От нашей суровой российской действительности можно ждать чего угодно. А значит, не будет лишним подумать о самом страшном — о невыезде. Это просто необходимо тем, кто планирует свой отдых заранее (то есть не покупает горящую путевку). Тем более, чем ближе день отбытия, тем меньше денег возвратит турфирма за сданную путевку. Если за день — может не отдать абсолютно ничего. В этом случае полную сумму вернет только страховая компания. Кстати, стоимость тура оплатят и в том случае, если вы получили отказ в визе или даже просто не успели ее оформить. Поскольку консульство любой страны оставляет за собой право не объяснять причин невыдачи визы, никаких дополнительных документов вам не потребуется. За подобную страховку вам придется заплатить 3% от стоимости тура.

Поскольку редко кто выезжает на отдых только в шортах, стоит подумать о том, чтобы застраховать багаж — на предмет его задержки или утери (это удвоит сумму вашего стандартного полиса). Однако в этом случае речь идет скорее о возмещении морального ущерба, а не о стоимости багажа. Не из вредности, а просто потому, что посчитать цену ваших вещей практически невозможно. Для этого вам бы пришлось прийти к страховщику, разложить и описать все майки и шорты. А также высчитать степень износа чемодана. Как правило, за каждый час задержки багажа вам положено 25 долларов, за утерю двух чемоданов — 500 “зеленых”. Есть смысл набрать побольше чемоданов, даже если половина из них окажется полупустыми.

Адвокат для туриста

Как стало известно “МК”, на рынке страхования появилась принципиально новая услуга для граждан, собирающихся на время покинуть родину. Правда, пока только для тех, кто намерен греться на солнышке в Турции, Египте и Объединенных Арабских Эмиратах (до Европы у страховщиков еще руки еще не дошли). Теперь россияне могут оформить полис юридического страхования, обеспечивающий получение правовой помощи на территории другой страны.

Ни для кого не секрет, что очень многие наши соотечественники попадают в неловкие ситуации просто потому, что не знают законов принимающего их государства. А бывают случаи, что и законы вовсе ни при чем. Некоторые “гостеприимные” граждане, пользуясь нашим незнанием языка, все время норовят обсчитать, а то и обворовать приезжих. Раньше человек, у которого украли документы или какие-то личные вещи, кидался звонить в консульство. Но, как говорится, не тут-то было...

— Ни одно консульство ни одной страны мира не в состоянии разрулить проблемы всех своих туристов. Плюс, если в конфликтной ситуации человек виновен сам, оно и вовсе занимает всего лишь наблюдательную позицию, — рассказал “МК” Роман Бобылев, глава правозащитной организации для туристов. Причем, по уверению юриста, иной раз необходимо просто поговорить с гражданином и дать ему необходимую консультацию, как вести себя в том или ином случае. Именно эту услугу и собираются предоставить отдыхающим страховые компании с помощью адвокатов.

Схема проста: страховщики заключают договор о сотрудничестве с юристами, которые, в свою очередь, “подтягивают” своих зарубежных коллег. А вы, случись что, набираете номер телефона, указанный в полисе (как и в случае с обычной страховкой), и рассказываете о проблеме. Неприятность может быть какой угодно: от неправильного счета в ресторане до кражи видеокамеры. Овладевать языком опять же не придется — давать советы после вашей “исповеди” будут по-русски. При этом, как уверили “МК” в подобной юрфирме, адвокаты готовы буквально горой стоять за граждан отдыхающих.

— К примеру, был достаточно рядовой случай. Человек поскользнулся у бассейна, находящегося на территории отеля. И, упав, сломал ногу. Все возмущения уже загипсованного туриста на предмет того, что “пол вытирать надо”, отскакивали от работников данного заведения как от стены горох! Но лишь до тех пор, пока он не набрал номер юрпомощи и не вызвал подмогу. В общем, в результате приезда адвокатов моральный ущерб россиянину был возмещен “тысячей извинений” и... сертификатом на бесплатный двухнедельный отдых в этом отеле, — не без гордости подытожил Бобылев.

Остается добавить, что стоит такое удовольствие совсем недорого: 1—2 доллара за двухнедельный тур. При этом страховое покрытие — 1 тысяча “зеленых”. Для справки: консультация адвоката в той же Турции оценивается долларов в 50—70. Вот и считайте, сколько раз вы можете нажаловаться на обидчиков. Кстати, правовая страховка прописывается дополнительной строкой в обычный “полис граждан, выезжающих за рубеж”.


СПРАВКА "МК"

Что обычно признается страховым случаем:

•получение платной медицинской помощи при несчастном случае или обострении хронического заболевания;

•утеря багажа, денег, документов (но только не по вашей вине!);

•отказ от использования билетов или поездки по объективным причинам (если вы просто передумали, денег вам не видать);

•неисполнение договорных обязательств турагента.


СПРАВКА "МК"

Как работает полис?

Далеко не все страны требуют от туриста страховку. Например, США, Великобритания, Израиль и все безвизовые государства вовсе не настаивают на наличии полиса. Строгое исключение — Евросоюз: без страховки туда просто не пускают. Однако по нашему закону турагентство обязано предложить вам застраховаться в любом случае. А уж покупать полис или нет — дело ваше. Правда, в некоторых случаях упирающихся могут настоятельно попросить оформить отказ письменно.

Помните: страховка начинает действовать, как только вы прошли таможенный контроль, а значит, покинули страну. А это говорит о том, что, если в самолете вам стало плохо — это уже страховой случай. На территории страны временного пребывания вы попадаете под чуткую опеку сервисных компаний (у вашего страховщика заключен с ними договор). То есть не дай бог что произошло — звоните по номеру на полисе и вызывайте помощь. В крайнем случае хотя бы советуйтесь. Не надо стесняться, ведь вы оплатили эти услуги. Кстати, как утверждают страховщики, самая большая проблема туристов из России: попав за границу, многие начисто теряют память. И искренне не помнят, что такой номер у них был в принципе.




    Партнеры