Сухоруков ушел в монахи

В новом фильме Павла Лунгина “Остров”

“Остров” Павла Лунгина, показанный на открытии сочинского фестиваля, вызвал небывало жаркие споры, которые не стихают до сих пор. В зале после премьеры хлопали так торжественно, как не было на “Кинотавре” уже давно. Но есть и те, кто посчитал новый фильм Лунгина фальшивым. Режиссер и приехавшие на “Кинотавр” актеры Петр Мамонов и Виктор Сухоруков радуются этому. Говорят: значит, все получилось.

События в “Острове” начинаются во Вторую мировую. Где-то на севере фашистский корабль берет в плен русскую баржу, груженную углем. На ней двое — капитан и матрос. Капитан ждет своей участи, не суетясь, даже с вызовом, прикуривая под дулами автоматов. А матросик крутится, суетится, падает в ноги врагам. Немецкий командир хочет развлечься и дает ему пистолет — убей, дескать, своего капитана, чтобы спасти свою жизнь. На самом деле баржа уже заминирована. И после того как этот почти обезумевший матросик стреляет в капитана, баржа взрывается.

Матросик добирается до острова, на котором оказывается маленький монастырь, где он остается со своим камнем-грехом на всю жизнь. И вот уже прошло более 30 лет, и не было дня, чтобы он не мучился тем, что убил. Он ведет жизнь отшельника — спит в котельной на угле, которым топит маленькую котельную для обогрева храма. У него обнаруживается дар — он молитвами лечит людей и дает им надежду, предсказывая им будущее, в котором они не уверены. К отцу Анатолию едут со всей страны. Его играет Петр Мамонов. И ни один другой актер не мог бы — это признают и противники фильма. Потому что только он здесь органичен, у других это оказалось бы наигрышем, не сутью.

Настоятеля играет Виктор Сухоруков. Постоянно жалуется на отца Анатолия отец Иов, выполняющий обязанности завхоза, — на его роль Лунгин выбрал Дмитрия Дюжева. Казалось, очень неожиданно, но вышло — правильно. Не буду раскрывать всего сюжета “Острова”, скажу лишь, что прощение пришло к отцу Анатолию.

После фильма мы поговорили о нем с Павлом Лунгиным.

— Как вы нашли это место?

— Остров называется Кемь. Из этого маленького порта уходят корабли на Соловецкие острова. Мы очень долго искали место — были на Валааме, на Селигере, на Ладожском озере. Находили монастыри — города огромные, совершенно не похожие на то, что было нам нужно, — полускит. Мы поехали на север, на Белое море. И нашли это место. Увидели затонувшую баржу и на маленьком островке отдельно — котельную, что оказалось для нас важно. Стоял такой непонятный каменный домик без окон, по-моему, оставшийся еще с лагерных времен. Храм и кельи монахов мы строили — привозили бревна от старых изб, находя их на материке, чтобы не было ничего нового.

— Это чувствуется, что никакого обмана, все — настоящее. Вы снимали поздней осенью, в мороз, ветер — я знаю, что съемки были очень тяжелыми.

— Да, два с половиной месяца. Это — особая картина, она была тяжелая и душевная в то же время. Сценарий написал ученик Юрия Арабова Дмитрий Соболев, им он защищался во ВГИКе. Он случайно попал ко мне в руки и перевернул всю мою жизнь.

— После последних шумных картин — “Свадьба”, “Бедные родственники” — вы взялись за простую и тихую историю.

— Вы знаете, на самом деле оказалось, что у меня как раз есть такая потребность — поговорить о тех мыслях, о которых раньше я толком думать не решался. И с меня стало спадать множество шелухи. Но мне кажется, что эта картина и для молодежи, потому что она о сути человеческой — она о прощении, о грехе, об искуплении. Это все в нас крутится.

— Актеров — кроме Мамонова, конечно, — вы подобрали очень неожиданно.

— Про Мамонова я сразу сказал продюсерам, что без него я не снимаю эту картину. В каком-то смысле это и его жизнь. Он сам из скандального музыканта стал верующим человеком, который вот уже 11 лет живет в деревне. Он человек безграничного таланта, и я бы назвал его — редчайшее существо. Мы все относимся к каким-то категориям, классам. А он вне всего — один такой.

— Петр Николаевич сразу согласился играть?

— Он очень волновался, сомневался. Но, прочитав сценарий, согласился. Я встречался со многими священниками перед картиной, у нас был консультант — монах из Даниловского монастыря, который нас очень поддерживал. Сколько я картину снимал, монтировал, у меня до сих пор ощущение мурашек по коже, потому что это ощущение какой-то правды. У нас вышел такой треугольник. Три разные веры в Бога. Отец Иов, которого играет Дюжев, — такой офицер, который пришел в монастырь делать карьеру, для него вера — это тяжелая работа. Отец Анатолий, страдающий всю жизнь от своего греха и ведущий покаянную жизнь. И легкая, детская, светлая вера у отца Филарета — Сухорукова.

О Викторе мне рассказал Петр Мамонов, он сказал: “Я умоляю, давай возьмем Сухорукова”. С Дюжевым познакомились год назад, он мне понравился как актер. И он тоже не побоялся выступить в этом новом контрамплуа. Когда они встали на свои места, я почувствовал, что фильм получается. И они все трое поддерживали картину, что очень редко бывает с актерами. А Петя входил-входил в роль и в какой-то момент слился со своим героем.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру