“Газели” оборзели

При ближнем рассмотрении у маршруток обнаружились “крыши”

7 июня 2006 в 00:00, просмотров: 209

…Пассажир всегда прав, даже если он не прав. Это аксиома, которую транспортники вбивают в голову водителям. Пассажир платит деньги и обязан получить услугу — благополучно доехать до своей остановки. Человек садится по расписанию в автобус или маршрутку, и ему абсолютно неинтересно, кто и как его везет, какое предприятие или фирма обслуживает этот рейс. Просто едет. По крайней мере, так было раньше, пока аварии с маршрутками-“Газелями” не переросли в массовое явление и не стали пугать своей печальной статистикой. Но оказалось, что аварийность — не самый главный бич для транспортников — теневая борьба за пассажира, а в конечном итоге за его деньги, и немалые, вот что сегодня беспокоит многих. Почувствовали эту борьбу и сами пассажиры…

Представьте картину: утро, вы опаздываете на работу и уже нервничаете на остановке. Вот появляется долгожданный автобус, но в десятке метров его подрезает “Газель”, из которой выходят крепкие парни и начинают… мутузить водителя автобуса. Потом вдобавок прокалывают ему колесо. Как говорится — приехали! И уже эта “Газель” подруливает к остановке. В автобус могло сесть полсотни человек, в маршрутку — от силы два десятка, и то при условии положения пассажиров как “селедка в бочке”. На языке транспортников это называется “встать на чужой маршрут”.

Описанная ситуация — отнюдь не выдумка. Такие истории случаются в последнее время достаточно часто. Некоторые из них происходят на глазах опешивших пассажиров, другие — еще на выезде автобусов из автопарка. Далее медосвидетельствование, заявление в милицию — все как положено. Но график движения, естественно, летит ко всем чертям.

Странности с транспортом начали твориться в Раменском два года назад, когда на традиционных маршрутах “Мострансавто” появились сторонние перевозчики. Казалось бы — нормальная ситуация, обычная конкуренция, в которой качество услуг и определяет симпатии клиента. Однако некоторые новички, складывалось впечатление, старались больше брать наглостью, чем нормальной работой. Они легко становились на “раскатанные” маршруты, не всегда утруждались обилечиванием пассажиров, техническое состояние их “Газелей”оставляло желать лучшего. Все сходило с рук. “Не иначе, как “крыша” у них — пополз слушок.

Необходимо, похоже, пояснение, кто есть кто в этой транспортной войне. Государственное унитарное предприятие Московской области “Мострансавто” выполняет социальный заказ правительства по перевозке пассажиров на территории всего Подмосковья. В Раменском районе у них находится филиал — ПАТП (пассажирское автотранспортное предприятие), 250 автобусов и маршруток, которые обслуживают людей. Они в полном объеме платят налоги (в прошлом году, например, раменские транспортники перечислили 17 млн. рублей в бюджеты всех уровней), осуществляют перевозку льготников, закупают новый транспорт, проходят техосмотры и даже ежедневные медосмотры водителей перед выходом на маршруты. В общем — госпредприятие.

Вторая сторона — некоторые коммерческие структуры, занимающиеся перевозкой пассажиров. Часть из них, похоже, “крышуют” местные силовики. По крайней мере, к такому выводу можно прийти, прочитав обращение членов трудового коллектива Раменского ПАТП к Генеральному прокурору.

Допустим, наговаривают. Ну, там, “горячее сердце, холодная голова, чистые руки” и все такое. Но чем объяснить более чем пристальное внимание к предприятию “Мострансавто”? Проводятся внеплановые проверки техсостояния автопарка, снимаются номера с автобусов, не отдают которые по две недели. Пока 26 единиц транспорта не выходит на линии, эти маршруты занимают коммерческие “Газели”. Проверки Раменского ПАТП следуют одна за другой, допрашивают директора, сотрудников. А недавно началась проверка финансово-хозяйственной деятельности “Мострансавто”. В ответ на заявления об избиении водителей предприятия на маршруте?

Может, и это все просто банальные совпадения, но не так давно “подставился” некий предприниматель, в прошлом сотрудник криминальной милиции ОВД “Кузьминки”. Помимо своего автотранспортного ПБОЮЛа, он является гендиректором еще одной транспортной фирмы. Когда Раменское ПАТП вполне резонно предложило ему заключить договор на диспетчерское обслуживание и продажу билетов пассажирам на автовокзале, который содержит “Мострансавто”, там появился гражданин, “похожий на гендиректора”. На слова, в которых преобладала нецензурная брань, “похожий гражданин” не скупился. Внятными в его тираде были разве что фамилии его покровителей. По стечению обстоятельств они были похожи на фамилии некоторых руководителей местных силовых структур. Ну а исполнение обещанных им проблем не заставило себя ждать.

Вся эта автобусно-“газельная” катавасия в том, что цена вопроса здесь на миллионы рублей. Взять один только маршрут “г. Раменское — м. “Выхино”, где крутятся 70—80 частных “Газелей”. Каждая оборачивается 2—3 раза, стоимость проезда 30 рублей. Ежедневный доход маршрутки — около 3 тысяч, хозяину — половина, остальное на бензин и зарплату шоферу. А бюджет района недополучает налоги.

Было бы наивным полагать, что подобная ситуация характерна лишь для отдельно взятого Раменского района. “Крышуют” автотранспорт в Подмосковье практически везде, причем перечень покровителей маршруток везде, как правило, одинаков — милиция, гаишники, прокуроры… Ну, в общем, те, кто живет на одну зарплату.




Партнеры