В колонном зале, как на вокзале

Великие дирижеры едва не подрались с новыми русскими

8 июня 2006 в 00:00, просмотров: 243

Невероятный по масштабу фестиваль симфонических оркестров, проходящий в Колонном зале Дома Союзов, посвящен Дню России. Но, как в самом интерьере Дома комически слились аристократическая роскошь и коммунистическая символика, так и в фестивале прекрасная музыка соседствует с неуклюжей организацией.

Фестиваль сбацали быстро, за несколько месяцев. Поспешность всегда порождает домыслы и слухи. Спросим: что нужно было сделать и какие гонорары посулить, чтобы выписать в Москву мастеров, составляющих свои концертные планы заблаговременно, за два-три сезона? Это не абы кто, а Зубин Мета и Израильский филармонический оркестр, Лорин Маазель и симфонический оркестр Тосканини, лондонская Академия св. Мартина в Полях с Клаусом Петером Флором во главе и т.д.

— Я не верил в то, что это состоится, до последнего момента, — признается маэстро Темирканов, который внес вклад в диалог с потенциальными участниками. Организатор фестиваля таинственный АСКОР (Ассоциация симфонических и камерных оркестров России) не показывает бюджет и тем более его источники. Фестиваль идет под “шапкой” Федерального агентства по культуре, однако вряд ли агентство могло внезапно выделить на культурную акцию бюджетные средства в большом объеме. Привезти, поселить в хороших отелях, заплатить большие гонорары четырем зарубежным симфоническим оркестрам и самым знаменитым дирижерам — это под силу лишь крупным спонсорам. Как сказала директор фестиваля Екатерина Гаева, они (спонсоры) есть, но от прославления себя отказались.

Колонный зал давно утратил опыт проведения классических концертов. В нем нет даже билетеров, которые способны обеспечить порядок в зале. А потому во время концерта бомондная, но некультурная опоздавшая публика ходит по залу, требуя освободить их дорогие места прямо за спиной дирижера. И как только маэстро Маазель не развернулся и не треснул палочкой качающего свои права VIP-гостя?!

Теперь о ценах — относительно удобные места в зале стоят от 2000 до 6000 рублей. По 700 рублей — боковые места в колоннах, где на дворянских балах, наверно, сиживали мамаши юных дебютанток, но откуда ничего не видно. Туда же распихивают прессу, с которой вообще не особенно церемонятся. Вдруг проносится весть, что на очередной концерт прибудет Некто, а потому прессе мест не дадут. Радостные барыги продают билеты с рук по цене, в 3—4 раза превышающей номинал. Потом Некто от наслаждения классикой отказывается, дают “отбой” и всех пускают.

Сами концерты воспринимаются публикой на ура. Тем не менее пока истинной художественной сенсации не случилось. Зубин Мета, как обычно, продемонстрировал некий среднестатистический уровень своего оркестра без особого вдохновения и проникновения в стиль той музыки, которую музыканты добросовестно исполнили. Маазель исполнил две гениальные симфонии — Героическую Бетховена и “Из Нового Света” Дворжака, подав их в довольно раздражающей трактовке, при которой отсутствие глубины прочтения скрывается под внешне нелепыми динамическими и темповыми эффектами. Но, бесспорно, музыканты отлично владеют инструментами, духовые группы и в Израильском оркестре, и в оркестре Тосканини на высоте, а оба маэстро дирижируют наизусть. Программа фестиваля — вся как есть, на радость меломанам. И для них вовсе не важно, что, зачем и почем: ведь московская публика не избалована по-настоящему интересными гастролерами, а потому искренне радуется встрече с ними.




    Партнеры