А был ли мальчик?

Есть такая профессия — школу представлять

14 июня 2006 в 00:00, просмотров: 250

Любой конкурс, будь то кинофестиваль или соревнование животноводов, решает две задачи — выявить победителя и определить вектор развития отрасли. В педагогических конкурсах, по идее, тот же принцип, однако в погоне за определением высокого статуса учителя не обходится без курьезов…

Не так давно в Подмосковье прошел конкурс “Учитель года-2006”. Его победителем стал учитель из лобненской гимназии. Очень “хороший мальчик” (все-таки 24 года — еще не возраст мужа), который получил прекрасное образование на экономическом факультете МГУ, не только других учит, но и сам продолжает учиться в аспирантуре. Он рассудителен — ясно понимает, что хочет и что может, к тому же сам закончил не так уж давно этот же лицей. Исходные данные для победителя просто блестящие. Если бы не несколько “но”…

Педагогический стаж победителя — полтора года. Учебная нагрузка — 4 часа в неделю, то есть в школе учитель бывает исключительно раз в неделю. И все. Даже “совместители” имеют большую нагрузку. Такую рабочую загрузку правильнее назвать хобби, чем педагогической работой!

“Омолаживание” конкурса становится тенденцией. Достаточно иметь принадлежность к мужскому роду, быть молодым — и шансы стать победителем резко возрастают. Эта тенденция часто оборачивается курьезами: победитель конкурса прошлых лет в одном из районов в школе уже не работает, другой победитель рассматривает работу в школе как возможность… “откосить” от армии. О нынешнем победителе директор его же лицея сказал, что он мечтает о профессуре и в школе не останется.

Об учителе как о профессионале можно говорить после 3—5 лет работы в школе, когда пройден хотя бы один цикл преподавания. Каким бы ни был талантливым молодой учитель, за полтора года невозможно постигнуть даже основные азы педагогического мастерства.

Все специалисты, с которыми приходилось говорить на эту тему, единодушны — такой подход к определению победителя дискредитирует саму идею конкурса. Не случайно с каждым годом количество учителей, желающих принять участие в районных конкурсах, сокращается. Какой смысл участвовать, когда результат во многом предопределен?

Те же специалисты склоняются к мнению, что необходимо менять условия конкурса. Нужно устанавливать ценз, если и не возрастной, то обязательно профессиональный (минимальный педагогический стаж 3 года), потому что “хороший мальчик” — это еще не профессия.




    Партнеры