Потусторонний визит

Буш слетал в Багдад секретно, но с явными целями

В понедельник в Кэмп-Дэвиде, загородной резиденции хозяина Белого дома, собрался почти весь кабинет министров президента Буша. Повестка дня — Ирак. Поэтому Буш окрестил министерскую сходку “военным саммитом”.

Кончил дело — гуляй смело. И вот участники сели ужинать. В 7.45 вечера президент вдруг сказал, что “теряет высоту”. Он извинился перед гостями, сказал, что покинет их, почитает на сон грядущий, чтобы хорошо выспаться и быть свежим ко второму дню саммита. В действительности президент не терял высоту (то есть впадал в отключку), а набирал ее. Буш отправился не в свои покои читать и почивать, а на вертолетную площадку. Там его ждал вертолет, но не президентский “морской пехотинец №1”, а обычный. Дело в том, что “Marin 1” легко узнаваем в вашингтонском небе. Вертолет доставил Буша на базу ВВС Эндрюс. Обычно президентский самолет подают к самому аэровокзалу. Но на этот раз “ВВС-1” стоял, отгороженный от аэропорта большим ангаром. Президент в лихо нахлобученной темно-синей бейсбольной шапочке весело крикнул кучке репортеров:

— ПОТУС на борту!

ПОТУС — аббревиатура от английского POTUS, то есть President of the United States — президент Соединенных Штатов. ПОТУСом Буша прозвали репортеры, аккредитованные при Белом доме.

Обычно Буша в поездках сопровождает целый батальон масс-медиа. Но на сей раз это был не пул, а, так сказать, пульчик — всего несколько репортеров. Им сообщили о поездке за 24 часа до старта и строго предупредили ничего не говорить ни коллегам, ни начальству, ни даже женам. И привезли их не на базу Эндрюс, как обычно, а поселили в отеле в городке Арлингтон. Там у газетчиков отобрали мобильники и все другие средства связи. А затем по проселочной дороге повезли на Эндрюс. В 9 вечера “ВВС-1” с ПОТУСом на борту взял старт. И только тогда старший советник Белого дома Бартлетт сказал репортерам, что они летят в Ирак — в Багдад.

Визит Буша в Багдад готовился в обстановке суперсекретности. Из участников ужина в Кэмп-Дэвиде о нем знали лишь вице-президент Чейни, шеф Пентагона Рамсфельд и госсекретарь Райс. Из администрации Белого дома в дело были посвящены всего шесть человек, “не считая” первой леди Лауры Буш. С Бушем летели его помощник по нацбезопасности Хэдли, начальник штата Белого дома Болтен, старший советник Бартлетт, заместитель Болтена Хэтэн и пресс-секретарь Белого дома Сноу.

Во вторник, 13 июня, Буш, не убоявшись несчастливого числа, в 4.08 утра по местному времени приземлился в международном аэропорту Багдада, который был закрыт для других полетов и жестко охранялся. В аэропорту Буш и сопровождавшие его лица пересели на вертолет “Ночной Ястреб”. Вертолет лег курсом на “зеленую зону” Багдада. Полет занял всего шесть минут. Но они могли быть весьма поучительными для президента США, если бы он смотрел вниз. Под вертолетом расстилались дымящиеся развалины иракской столицы и наводненный боевиками район Дура.

Только после того, как вертолет приземлился на территории американского посольства, премьер-министру Ирака Нури Камалю аль-Малики сообщили, что через 5 минут (!) с ним встретится президент США Джордж Буш собственной персоной. Надо ли говорить о том, что если поездка Буша скрывалась от его министров, то тем более о ней не оповестили иракских! Ошарашенного аль-Малики сопровождал лишь один помощник. Буш был в синем костюме, белой рубашке и синем галстуке. Он торжественным шагом подошел к аль-Малики.

— Как хорошо увидеть вас! — приветствовал иракский премьер американского президента.

— Спасибо за то, что вы приняли (!) меня, — ответствовал американский президент премьеру.

Затем оба удалились в зал заседаний, и за ними захлопнулась дверь. Буш поздравил аль-Малики с формированием нового правительства Ирака и сказал, что состав правительства его “впечатляет”. Наконец Буш произнес слова, до боли знакомые россиянам и особенно их президенту, о том, что он приехал в Багдад “посмотреть в глаза” аль-Малики и сказать ему: “когда Америка дает слово, она его держит”.

Блиц-визит Буша в Багдад продолжался всего 5 часов. За это время он встретился с президентом Ирака и спикером иракского парламента, которым он сказал: “Я хотел сделать остановку в Багдаде, чтобы сказать вам “хэллоу”!” Затем Буш пообщался с американскими солдатами и гражданскими лицами, которым на один день был предоставлен внеочередной отпуск. Беседуя с солдатами, Буш вновь затронул ту же тему: “Я приехал сюда не только для того, чтобы встретиться с вами, но и для того, чтобы взглянуть в глаза аль-Малики и узнать, так же ли он предан идее освобождения Ирака, как вы. И, взглянув в его глаза, я поверил, что так же…”

Советник Белого дома Бартлетт назвал визит Буша в Багдад “монументальным событием”. Но монументальными в нем были лишь меры секретности и безопасности. Если бы в Ираке все было спокойно, то прибегать к ним не было бы никакой необходимости. Войне в Ираке не видно конца, как не видно конца его оккупации американцами. Посмотрев Багдаду в глаза, Буш не мог не увидеть этого. Никто не знает, сколько потребуется времени для того, чтобы президент США мог прилетать в Багдад открыто, как он прилетает в столицы других государств.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру