Москву трясет газ за газом

Взрыв во Внукове — второй за полгода. Где ждать следующей трагедии?

Москва живет на пороховой бочке. Точнее, на газовом баллоне, который может взорваться в любой момент. Так часто, как в столице, взрывы газа не происходят, пожалуй, ни в одном регионе России. Вчерашняя трагедия во Внукове стала второй за последние полгода. Почему москвичи регулярно гибнут от “голубого топлива” и когда Златоглавую перестанет трясти — это вчера выясняли по горячими следам, сразу после ЧП, репортеры “МК”.

Все взрывы газа похожи один на другой. Пейзаж возле дома №1 по Большой Внуковской — примерно такой же, как 7 декабря на северо-востоке столицы на улице Годовикова. В 6.41 объемный взрыв “вскрыл” старенькое здание 1972 года постройки, как консервную банку.

— Мы спали как убитые. И вдруг — будто из пушки выстрелили. Потом все посыпалось, — делится впечатлениями жилец Игорь. — Я только майку напялить успел. Как вниз сбежал — не помню.

“Скорая” отвозит пострадавших в ближайшую 17-ю больницу. На носилках — пожилой мужчина. Он стонет, рука неестественно вывернута, голова разбита. Это Анатолий Васильевич Багровский из 17-й квартиры. “Состояние тяжелое”, — комментируют медики.

— В 7 часов утра создалось открытое факельное горение из трубы, — комментируют пожарные. — Поэтому и пожар был достаточно сильным. Мы сразу поняли, что взорвался газ.

Дом №1 на Большой Внуковской улице, как и четыре схожих дома-близнеца по соседству, уже три месяца находится на реконструкции. Работы ведутся без отселения жильцов. Внутри квартир рабочие меняли обветшавшие туалеты, ванны, заменяли трубы. Полностью вырезались из стояков и менялись на новые газовые коммуникации. Надо отметить, что газовые трубы во всем доме ремонтники, как и обещали, заменили всего за два дня.

— Нас предупредили заранее, — рассказывает жилец квартиры №2, 78-летний Юрий Павлович Анишин. — Я во вторник приготовил суп, так что, когда отключили газ, пришлось разогревать его с помощью кипятильника. А в среду к нам приходили из службы газа. Они посмотрели, как прокрашены газовые стояки, а старшая группы с помощью прибора проверила, нет ли утечки газа. Потом нам сказали, что можно пользоваться газом. Вот и попользовались…

Свою жену Юрий Павлович вынес из взорвавшегося дома на руках. Другим повезло меньше. Алексея с пятого этажа и его супругу выбросило на улицу. Обоих в тяжелейшем состоянии отвезли все в ту же 17-ю больницу. Некоторые пытались выбраться сами, но не смогли выйти через заблокированные ударной волной входные двери. Поэтому люди в шоке открывали окна и спускались по строительным лесам с другой стороны дома.

На момент подписания номера было известно, что два человека погибли, еще двоих спасатели обнаружили в завалах. Из-под плит были видны фрагменты рук и ног. Было ясно, что шансов на спасение у этих людей нет. Судьба еще одного человека, которого не нашли при перекличке на месте трагедии, оставалась неизвестной. Разбирать завалы спасателям пришлось при помощи тяжелого крана. Плиты всех трех этажей сложились как гармошка до потолка второго этажа.

Представители газовых служб заверили “МК”, что дом был готов к подаче газа. Все квартиры были обследованы и проверены. Газовики винят в утечке граждан. Кстати, во время разбора завалов на спортплощадке перед домом между жильцами разгорелся серьезный конфликт. Одни обвиняли других в том, что те во время ремонта завезли газовые баллоны и пользовались газом без разрешения. Пострадавшие обещали написать заявление в прокуратуру. Оппоненты оправдывались и утверждали, что не делали ничего противоправного.

Вообще, о том, что в газовом королевстве столицы не все ладно, сигнализировали давно. В 2005 году на правительстве была представлена программа эксплуатации газовых коммуникаций, но ее благополучно завернули. Цифры говорят сами за себя: в 2004 году в домах случалось более 2 тысяч утечек бытового газа. Как правило, в них виноваты сами жильцы — занимаются ремонтом самостоятельно или приглашают гастарбайтеров, а те в технике безопасности разбираются примерно как свинья в апельсинах. Но взрыв во Внукове — особый случай. Ведь здесь замену труб проводили специалисты-газовики. Следствие не исключает, что в ходе ремонта стык в одной из труб плохо заварили. Работы завершились 15-го около 17.00. Соответственно, газ потихоньку вытекал из коммуникаций всю ночь, заполняя подъезд. И к шести утра достаточно было просто нажать кнопку дверного звонка, чтобы маленькая искра спровоцировала большой взрыв.

— Главный вопрос в том, что это был за газ — природный метан или пропан, — считает заместитель председателя научно-экспертного совета по безопасности и защите населения города Москвы Вячеслав Казеннов. — Строители могли оставить на ночь неплотно закупоренный баллон с пропаном. Этот газ в отличие от метана тяжелее воздуха. Он не может улетучиваться в окна и щели, а стелется по полу. Поэтому его критическая масса быстрее накапливается. Для взрыва достаточно лишь малой искры.

Обычно следствие по таким делам длится долго — нужно провести очень много экспертиз. Но первые обвиняемые, вероятно, появятся уже в ближайшие дни. И в первую очередь под подозрение может попасть представитель горгаза, авторитетно заявивший, что с газом в доме на Большой Внуковской все в порядке.


Взрывы газа в жилых домах Москвы с жертвами:

•29 марта 2001 г. — на улице Клары Цеткин — погиб 1 человек, ранены 2.

•21 августа 2002 г. — на улице Академика Королева — погибли 9 человек.

•21 марта 2005 г. — на улице Руставели — погибли 2 человека, пострадали 11.

•4 июня 2005 г. — на Онежской улице — погиб 1 человек.

•8 декабря 2005 г. — на улице Годовикова — погиб 1 человек, пострадали 4.


ЦИФРА ДНЯ

1 952 244 квартиры в Москве остаются газифицированными (это чуть больше 25 тысяч домов, то есть примерно 80% всего жилищного фонда).

Больше всего “газовых” домов — в Восточном, Центральном и Западном округах, меньше всего — на юге. До 2010 года должны быть заменены газовые плиты во всех столичных домах.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру