Добро пожаловаться

“МК” помогает москвичам выжить в большом городе

19 июня 2006 в 00:00, просмотров: 241

Как в песне поется: “Не стоит прогибаться под изменчивый мир”.

И уж тем более молчать, когда хочется спросить о том, что давно наболело. Молчание в некоторых ситуациях, конечно, золото, но с его помощью проблемы удается решить далеко не всегда.

Самый простой путь — обратиться со своим вопросом в “МК”, а потом прочитать ответ на него за утренним кофе, сидя на мягком диване. Ведь именно для того, чтобы получать ответы было удобно и легко, работает наша рубрика “Добро пожаловаться”.

Пишите, звоните, читайте.

Можно ли отдавать другому свой мобильник?

— Мой знакомый бизнесмен просит, чтобы я купил (за его деньги) мобильный телефон, оформил его на себя и отдал ему. Я спрашиваю, зачем ему это нужно, а он толком ничего не отвечает. Чем может грозить фиктивная покупка мобильного телефона мне — пенсионеру и инвалиду?

Ничем, кроме лишних проблем. А их себе лучше не наживать. Поэтому единственно правильное решение — ни на какие сомнительные предложения друзей-знакомых не соглашаться. Даже если за это они готовы умаслить вас “вечнозеленым” долларом. Зачем бизнесмену это нужно? Приведем несколько примеров, которые могут вас образумить.

Первый. Если телефон будет втянут в какое-нибудь преступление, то вам, владельцу, придется участвовать в расследовании — ходить к следователю, в суд. Вам это надо?

Второй. Бизнесмен может уехать за рубеж и, пользуясь роумингом, наговорить по вашему мобильному телефону на круглую сумму баксов (операторы связи говорят, что некоторые умудряются потратить за день от сотни до тысячи долларов за один день. — “МК”). Учитывая, что счета за роуминг приходят к операторам связи с некоторым опозданием, телефон должнику выключат не сразу. Кто будет оплачивать долг? Если друг-бизнесмен откажется оплатить, делать это будете вы — законный владелец мобильника. В противном случае оператор сотовой связи подаст на вас в суд. Говорить, что вы не выезжали за границу и ни в чем не виноваты, конечно, можно, но что решит суд — неизвестно, ведь вы добровольно отдали мобильный телефон постороннему человеку, а значит, понимали, чем это грозит. Ну или по крайней мере теперь отдаете.<

Сдавать или не сдавать сумку в супермаркете? — Обязаны ли покупатели при входе в магазин сдавать сумку? Если да, то на каком основании? И несет ли магазин ответственность за сданные вещи покупателей?

— Покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Это дело добровольное, — говорит заместитель председателя правления Московского общества защиты прав потребителей Антон Недзвецкий. — Почему? Принято считать, что, сдав сумку, вы (читай: потребитель) заключаете с этим магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. А принуждать вас к заключению такого договора не может никто. И магазин об этом отлично знает. Поскольку, заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса. Также в пункте 13 Методических указаний розничной торговли города Москвы написано, что нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер хранения.

Но это не все. Работники магазинов не должны требовать (!) от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе — проверять правильность чека, а также осматривать вещи покупателя. Это сказано в пункте 34 письма Комитета РФ по торговле “О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети” (№1-314/32-9 от 17.03.94).

Если же работники магазина категорически настаивают на том, чтобы покупатель сдал свои личные вещи в камеру хранения, а иначе не пускают в магазин, то вы вправе потребовать книгу жалоб и предложений и оставить в ней соответствующую запись с указанием о нарушении прав потребителей. Ведь отказывая во входе, магазин нарушает принцип публичности договора (ст. 426 ГК РФ), поскольку магазин не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при наличии возможности продать соответствующий товар или оказать услугу (занесенная в зал сумка продаже никак не препятствует).

Теоретически можно даже вызвать милицию для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.15 КоАП РФ, в которой говорится о нарушении установленных правил торговли. Со своей жалобой вы можете обратиться в Роспотребнадзор, и магазин будет оштрафован за административное правонарушение по этой статье от 100 до 300 МРОТ.

СПРАВКА "МК"

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОХРАННОСТЬ ВЕЩЕЙ

Работники магазинов, как правило, говорят, что за вещи, сданные в камеру хранения, они ответственности не несут. И тем самым вводят покупателей в заблуждение.

Знайте свои права и не позволяйте морочить себе голову. Вот — убедительные аргументы, которые позволят вам отстоять свои права при стычке с упрямыми работниками магазинов.

Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в тех случаях, когда они по своей воле сдают свои вещи на хранение в закрывающиеся кабинки с номерными ключами (наверное, некоторым так удобнее), то на основании главы 47 ГК РФ договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат, а основная обязанность хранителя — обеспечение сохранности имущества. Вот выдержки из Закона “О защите прав потребителей”:

Cтатья 886. Договор хранения

1. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Для безвозмездного договора хранения (который предполагается при сдаче вещей посетителей в “камеру хранения”) с этой целью продавец должен принять все меры для предотвращения возможности гибели имущества или повреждения.

Статья 891. Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи

1. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором.

2. Хранитель, во всяком случае, должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).

3. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах.

Статья 902. Размер ответственности хранителя

2. При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: 1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; 2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Почем бахилы в поликлинике?

— Имеют ли право медучреждения столицы (поликлиники, больницы, женские консультации) заставлять пациентов покупать полиэтиленовые бахилы? Как правило, их продают за 5—10 рублей, а для пожилых и малоимущих людей это немалые деньги.

— Нормативных документов, обязывающих граждан приобретать бахилы, не существует, — говорит заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Иван Лешкевич. — При посещении хирургического, физиотерапевтического отделений, процедурного или прививочного кабинетов, дневного стационара, требующих особого соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, граждане могут воспользоваться сменной обувью.

Если вам стали известны случаи, когда пожилых людей не пускают в поликлинику из-за отсутствия у них сменной обуви, а также принуждают к приобретению бахил, просим сообщать о них по телефону “горячей линии” Департамента здравоохранения Москвы: 251-14-55 (с 8.00 до 20.00), 251-83-00 (круглосуточно).

Как призвать к ответу “магазин на диване”?

— Мы купили надувной диван, увидев передачу по телевизору. Заказали, и его доставили. А он оказался с дыркой. Нам говорят: приезжайте, поменяем. Но муж ездит, а там все время закрыто...

Отвечает председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова:

— Покупка товаров через Интернет, телемагазины, рекламу, со склада, а также в других нестационарных магазинах относится к так называемым “дистанционным продажам”, которые считаются наиболее рискованными. Ведь приобретая такой товар, вы не можете его померить, опробовать (например, посидеть на нем) и потрогать руками.

Специально для того, чтобы снизить риски при таких покупках, в этом году была принята новая статья 26 прим. к Закону “О защите прав потребителей”. Она контролирует дистанционные продажи и разъясняет, что покупатель без объяснения причин может вернуть продавцу покупку (неважно, качественная она или нет) в течение 7 дней. А если приобретенный товар оказался некачественным, то покупатель имеете право его вернуть на протяжении всего гарантийного срока и даже в течение двух лет после того, как он истек.

При покупке товаров через Интернет, телемагазины, рекламу, со склада нужно соблюдать несколько правил: 1) обязательно распечатывать и проверять товар, прежде чем заплатить курьеру деньги; 2) требовать у курьера письменной информации о том, куда этот товар можно вернуть и кому в случае чего предъявить претензии. Если курьер говорит, что распечатывать (проверять) товар нельзя, сначала надо заплатить деньги, или не предоставляет вам информацию о фирме-продавце и ее адресе (а также при малейшем другом сомнении), лучше всего отказаться от покупки такого товара. Причем, какой бы ни была причина отказа, вы не обязаны платить курьеру за доставку.

Не смогли отказаться? Тогда помните: по закону срок возврата этого товара составляет уже не 7 дней, а 3 месяца.

В том случае, если вы все-таки купили некачественный товар, необходимо послать претензию с уведомлением по адресу, указанному в чеке товара. Если и его нет, то ориентироваться придется по ИНН (индивидуальному налоговому номеру), который пробит в чеке обязательно. В налоговой службе по этому ИНН вам скажут название и адрес фирмы. По этому адресу следует направить заказное письмо с уведомлением, в котором четко изложить суть претензии. Если в течение 10 дней компания на жалобу не отреагирует, можно смело подавать на нее в суд. Какой именно суд выбрать — по месту нахождения ответчика, то есть фирмы-продавца, или по адресу своего проживания, — решайте сами. Закон о “Защите прав потребителей” это разрешает. Образцы исковых заявлений можно найти в суде или обратиться к юристу. При этом у юриста следует взять квитанцию и плату за его услуги включить в сумму иска. Согласно Закону “О защите прав потребителей”, платить госпошлину при обращении в суд вы не обязаны.

Где найти дешевые химчистки и прачечные?

— Остались ли в Москве дешевые (муниципальные) химчистки и прачечные, услугами которых мог бы воспользоваться небогатый человек, в том числе пенсионер?

На этот вопрос в редакцию “МК” пришел официальный ответ из столичного Департамента потребительского рынка.

— В Москве льготные бытовые услуги малообеспеченным категориям населения оказывают более 150 предприятий химической чистки и фабрик прачечных.

Кроме того, в соответствии с постановлением правительства Москвы от 12.04.05 №200-ПП “Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве” в столице работают аккредитованные социальные предприятия бытового обслуживания. Цены в таких химчистках и прачечных ниже среднегородских, а для малообеспеченных граждан предусмотрена еще дополнительная скидка в размере 20% к уровню цен, установленных прейскурантом предприятия.

В Москве таких аккредитованных химчисток и прачечных всего 16. Увы, их нет в Юго-Восточном, Северо-Восточном и Зеленоградском округах.

Напоминаем: редакционный телефон доверия “Добро пожаловаться!” работает ежедневно (кроме выходных и праздников) в течение часа — с 12 до 13 часов, наш сотрудник дежурит на телефоне 250-72-34 и ждет от вас конкретных (именно так!) вопросов. Также вопросы можно задавать по электронному адресу: letters@mk.ru




    Партнеры