Проснись— и пой!

Как учителя исследуют своих учеников

19 июня 2006 в 00:00, просмотров: 250

На ежегодном конкурсе “Учитель года” в номинации “Учитель-исследователь” победил преподаватель “Лицея на Донском” №1553 Южного округа Валерий Вячеславович Пазынин, молодой и энергичный выпускник филологического факультета МГУ.

Каждый ученик лицея кроме основной программы обязан выбрать для себя как минимум один спецкурс: геология, лингвистика, история, психология, литература — то, к чему лежит душа. Каждое лето все выезжают в экспедиции — Киев, Крым, Алтай, Байкал. Этим летом лицеисты поедут в Карелию, где “прохладный ветер свистит, как соловей-разбойник, а вода в реках прозрачна, словно горный хрусталь”. В экспедициях каждая секция занимается своим делом: геологи берут пробу почвы, а лингвисты во главе с Валерием Вячеславовичем исследуют местный диалект и фольклор. Интервью с местными жителями, собственные путевые заметки привозят в Москву. По набранным материалам каждый ученик обязан написать курсовую работу. Настоящую, как в университете.

— Валерий Вячеславович, у вас, как у молодого педагога, были трудности в отношениях с учениками?

— Не все сразу начали выполнять мои требования — я всегда старался подавать материал не так сухо, как это делается в школьных учебниках. Многие не сразу привыкли к моему педагогическому творчеству. Но сейчас все устоялось, мои ученики — это мои друзья.

— Но дистанцию вы все-таки держите?

— Если не держать дистанцию, то можно легко потерять учительский авторитет. Но в нашем случае, когда я и мои ученики горим одной идеей, доверие в отношениях просто обязательно. Иначе мы не сможем вместе заниматься творчеством, исследованиями. А когда ученики заканчивают одиннадцатый класс, мы обычно переходим на “ты”.

— А если интерес к учебе отсутствует, что делать?

— Отвечу на примере. У меня был мальчик, которого, как всем казалось, не интересовало ничего. Уже не знали, что с ним делать. Когда мы изучали фольклорную музыку в одной деревне, его вдруг “тронуло” горловое пение. Мы с ним стали изучать этот музыкальный аспект. В итоге парень написал неплохую работу. Хотя и он, и я — профаны в музыке. Просто в каждом человеке надо искать яркую искорку, то, чем можно зажечь его интерес.




Партнеры