Остров до востребования в океане есть

Французы ищут дырку памяти

23 июня 2006 в 00:00, просмотров: 589

Где-то режиссеры в миллион первый раз насилуют “Трех сестер” и “Гамлета”, стремясь потрясти зрителей оригинальностью трактовки, а где-то происходит нечто более захватывающее. Называется это “ДРУГОЙ театр из Франции”. Маленький, почти карманный. С собой не унесешь, но оторваться от него невозможно.


Здесь есть живущие своей загадочной жизнью предметы и куклы, актеры и видеоинсталляции, а может предстать перед зрителями говорящая голова, упакованная в коробку, как происходит в спектакле Филиппа Жанти “Проделки Зигмунда”.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Филипп Жанти учился в Парижской школе изящных искусств, мечтал стать автором комиксов, а стал знаменитым на весь мир кукольником. Свой первый кукольный спектакль Жанти поставил в 1961 г. В 1968 г. вместе с Мари Ундервуд он основал свою труппу — “Компани Филипп Жанти”. С тех пор Жанти не перестает удивлять мир своими спектаклями. Спектакль “Проделки Зигмунда” Филипп Жанти поставил в 1983 г.


“Проделки Зигмунда” — одиссея на расстоянии мизинца от трагедии, — утверждает Жанти. — Фантастическая партитура для 20 пальцев, 20 персонажей, 20 темпераментов, которые дополняют друг друга, как пальцы моей руки. Все, рассказанное в “Проделках”, имело место в реальной жизни”.

И ее виртуозно представляют артисты Эрик де Сарриа и Филипп Ришар. Полтора часа, что длится эта кукольная пьеса, — фейерверк острот, парадоксов и невероятных поворотов сюжета.

“Мсье, что вы ищете?” — спрашивает кукольный персонаж другого. — “Я потерял выход”. — “Надо же, а я его как раз нашел и отнес в бюро находок”. — “И где он?” — “У выхода”. — “Постойте, куда же вы пошли, вы ведь мне должны 80 рублей”. — “За что?” — “За предумышленное стояние у двустороннего перехода”.

А дальше все будет еще более запутанно и фантастично. Рассказчик наткнется на агента тайной полиции, а потом на министра внутренних дел. Будет и замочная скважина, сквозь которую проникнет кукольный человечек и обнаружит целых пять женских грудей, соединенных в одно целое, и эта чудо-грудь сожрет любопытного и не подавится. Или вдруг на заднике сцены появятся газетные столбцы, словно стоящие в два ряда колонны. А между ними через секунду, под вой сирен и разрыв снарядов, развернутся игрушечные бои. Появятся танки, конница, затем на мгновение возникнет малюсенькая балерина, но ее тут же подстрелит коварный враг — и поделом, не крутись где не надо. И дальше все с таким сценическим наворотом и остротами. Рассказчик примется искать “Дырку памяти” и в ее поисках приплывет к острову “До востребования”, столкнувшись в этом плавании с агентом тайной полиции, которого разжалуют к этому времени в морскую ГАИ.

А что до “Дырки памяти”, туда, оказывается, просто так не попадешь, нужно оставить свои воспоминания на берегу. И откачивают из головы Рассказчика все, что там скопилось. И набирается этих воспоминаний полная корзина. Но как же без них? Может быть, они и есть смысл нашей жизни, единственная реальность в безумной действительности. Во всяком случае, Рассказчику становится без них грустно и одиноко.

После того как закончились аплодисменты и крики “браво”, актеры неожиданно спросили:

— Может, вы хотите посмотреть наш театр изнутри?

Еще бы!!! Кто же от таких предложений отказывается?

Под импровизированной сценой на крючках висят тряпичные “артисты” — это чтобы быстро на руку надевать. Первоначально у всех персонажей “Проделок Зигмунда” был одинаковый образ — в форме пальцев одной руки, которые складывались в разные комбинации... Позже режиссер понял: зрителю подобные куклы не слишком хорошо видны — и укрупнил их за счет шляп, накладных грудей, очков и прочих костюмных хитростей.

Еще одна особенность театра Жанти — по ходу спектакля актеры не всегда придерживаются текста пьесы.

— Мы позволяем импровизировать, но только на актуальные политические темы. Например, во Франции в состав правительства входил “очень жадный министр”. Он заявлял: дескать, французы транжирят деньги, а чтобы пополнять казну, требуется увеличить налоги. Однако сам господин министр жил в квартире площадью 600 квадратных метров и не платил за нее! — возмущается Эрик де Сарриа. — Когда ему указали на это, министр ответил: “А я и не знал, что за квартиру нужно платить!” Вот на эту тему мы позволили себе немножко пошутить.





Партнеры