Продуктовый перебор

Корреспонденты “МК” выяснили, почему растут цены в Москве

23 июня 2006 в 00:00, просмотров: 224

К росту цен привыкли и покупатели, и продавцы. Но если первые воспринимают сей процесс с неизбежной обреченностью, то вторые явно стараются извлечь из него выгоду. По крайней мере в Москве. Вроде бы и инфляция заметно уменьшилась — с начала года она составила 5,9%, — а цены на продукты как росли бешеными темпами, так и продолжают. Прожиточный минимум для трудоспособного москвича достиг почти 5 тысяч рублей — в два раза больше общероссийского показателя. И это еще не предел.

Почему так лихорадит цены и какие прогнозы дают эксперты на ближайшее будущее, решили выяснить корреспонденты “МК”.


Раньше мы четко знали: хочешь сэкономить — иди на рынок. Сейчас ситуация изменилась: во многих магазинах можно отовариться за меньшие деньги, чем на базарах, даже самых “дешевых”. Мы побывали на рынке “Выхино”, в обычных магазинах и супермаркетах. И убедились: овощи-фрукты лучше покупать у частников. А вот молоко, майонез, кофе, чай, рис, крупы в магазине хоть ненамного, но дешевле. К тому же в супермаркетах почти не подорожало подсолнечное масло и хлеб (кстати, как и соль в период ажиотажа). Зато молочные продукты и сливочное масло растут в цене на глазах. Рациональное объяснение этому найти трудно. Как, впрочем, непросто и понять, почему цены в два-три раза обгоняют инфляцию.

— С начала 2006 года подорожали практически все продукты, — говорит начальник отдела исследований потребительского рынка и услуг ИТКОР (Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка) Александр Булеев. — Больше всего цены поднялись на мясные продукты — тушенку, колбасу и т.д. — на 15—20% и на молочные — на 15%.

Между тем именно эти продукты больше всего любят и покупают москвичи. По данным ROMIR, мясо и колбаску регулярно покупают 82% опрошенных. В лидерах — вареная колбаса (ее любят 84% респондентов), сосиски (75%) и полукопченые колбасы (61%). Но определяющим критерием при выборе является цена.

Как сказал первый зам руководителя столичного Департамента продресурсов Геннадий Лифинцев, сейчас в целом по России наблюдается снижение производства мяса, что не может не отразиться на его стоимости. “Мы готовы к повышению этих цен, и в случае необходимости можем использовать имеющийся городской резерв мяса для их снижения”, — заверил чиновник.

Хлебобулочные изделия с начала года тоже подорожали — в среднем на 10%. Причем если цены на хлеб, батоны и дешевые булки более-менее держатся, то печенье и торты “потяжелели” примерно на 15%. То же самое — конфеты, рис и крупы (10—15%). Довольно ощутимо выросла в цене рыба дорогих сортов (осетрина, белуга) — до 30%. Впрочем, в сегментах престижного класса работают свои экономические законы. Равно как и в категории недорогого алкоголя. В ногу с инфляцией идут пиво и водка: они подорожали только на 7—8%. Это связано прежде всего с большой конкуренцией на этом рынке, особенно в сегменте дешевых напитков. Каждый производитель пытается оттеснить “соперника”. И лучше всего это получается, если снизить цену. Разница в стоимости бутылки “беленькой” даже в 5—10 рублей увеличивает объемы продаж в разы.

Как ни странно, не подорожали яйца. Цена на них немного повысилась перед Пасхой. А сейчас яйца стоят даже дешевле, чем в прошлом году. По мнению экспертов, это связано с угрозой птичьего гриппа. То же подтверждают и соцопросы: пятая часть москвичей практически отказалась от употребления яиц и куриного мяса.

Лидер удешевления — соль. Понятно почему. После ажиотажного спроса в феврале этого года соль теперь стремительно дешевеет. За март-апрель ее стоимость уменьшилась на 21,5%, а в мае еще на 2—3%. Но даже за низкую цену москвичи не хотят ее покупать — февральских запасов хватит надолго…

Что касается овощей и фруктов, то, по мнению главы Минэкономразвития Германа Грефа, росту цен на них способствует вытеснение овощных рынков и замена их на супермаркеты. В Москве, по статистике, 80 процентов “живых витаминов” продается через сетевые магазины, а это значительно повышает издержки. Тем более сейчас, когда на прилавках лежат в основном привозные овощи-фрукты.

Кстати, по наблюдениям специалистов, в Москве и Подмосковье — небывалый дефицит клубники: то ли сбои в поставках, то ли неурожай. В прошлые годы килограмм первой ягоды стоил 150—200 рублей, к июлю цена падала до 50. Сейчас за такую цену не купишь даже гнилье. Что ж, посмотрим, что будет, когда пойдет местная клубника. Эксперты пока не знают ответа на этот вопрос. Зато твердо уверены в другом: к осени продукты будут дорожать — однозначно. И самыми большими темпами продолжат расти цены на молочные и мясные продукты.





    Партнеры