Про женщин, Париж и могилы

Пять фильмов ММКФ, которые нельзя пропустить

24 июня 2006 в 00:00, просмотров: 213

Вчера вечером открылся XXVIII Московский кинофестиваль, который раньше киноманы страны ждали как манны небесной. Ибо увидеть то, что показывали здесь, более нигде было нельзя. “МК” разобрался в многочисленных программах фестиваля, с тем чтобы представить читателю исчерпывающую информацию о пяти фильмах, которые по тем или иным причинам пропустить ну никак невозможно. Итак, наш рейтинг.


ЧТО: “ВОЗВРАЩЕНИЕ” (Volver), фильм церемонии закрытия.

КОГДА: Церемония закрытия фестиваля, 2 июля.

ПОЧЕМУ: Женский коллектив и сценарий “Возвращения” получил награды на последнем Каннском кинофестивале. Надо сказать, и то и другое вполне заслуженно. И еще: сам режиссер на минувшем Каннском фестивале не расставался с Пенелопой Крус, уже в третий раз играющей в его фильмах. Он неоднократно называл ее своей музой, и та явно была рада вновь оказаться неподалеку от гения. Но на самом деле гораздо важнее персона Кармен Мауры (девятая роль у Альмодовара), которая, по признанию многих киноведов, и является настоящей музой режиссера, а не просто красивым обрамлением. Впрочем, красотка Пенелопа великолепно сыграла в “Возвращении”. Фильм — о трех поколениях женщин, их отношениях с мужчинами, смертью и любовью. С 6 июля он — в прокате.


ЧТО: “ПАРИЖ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ” (Paris, Je T’Aime), программа “Гала-премьеры”

КОГДА: 28 июня, “Октябрь”, 22.30; 26 июня, “Октябрь”, 22.30; 2 июля, “Октябрь”, 20.30.

ПОЧЕМУ: Двенадцать режиссеров с мировым именем, среди которых Джоэл и Итан Коэны, Гас Ван Сант, Альфонсо Куарон, Александр Пэйн, Том Тыквер, Оливье Ассаяс, а также Уэс Крейвен и бессменный оператор Вонга Карвая — один из лучших операторов мира — Кристофер Дойл сняли самый романтический фильм о самом романтическом городе мира — Париже. Но самое любопытное и заслуживающее внимания — несмотря на то что картина состоит из 20 пятиминутных историй, снятых каждым из приглашенных режиссеров, он, во-первых, не оставляет впечатления мусорного бака, куда сгребли все, что не было нужно, и, во-вторых, оказывается весьма далек от рекламного образа Парижа. И вообще от всех этих общепринятых представлений о городе всех влюбленных. Кроме того, это возможность увидеть Жюльетт Бинош, Миранду Ричардсон, Стива Бушеми, Уиллема Дэфо, Людивин Сенье, Фанни Ардан, Боба Хоскинса, Ника Нолти, Элайджу Вуда, Эмили Мортимер, Натали Портман, Жерара Депардье в одном фильме! И потом, неизвестно, когда лента появится в нашем прокате, и выйдет ли вообще. А пропустить столь необычную ленту о столь часто описываемом в кино чувстве никак нельзя.


ЧТО: “ВРЕМЕНА ГОДА” (Iklimler), программа “Азиатский экстрим”

КОГДА: 2 июля, “Ролан”, 21.30; 1 июля, “Октябрь”, 22.30.

ПОЧЕМУ: Еще одна картина о любви. Турецкий режиссер Нури Бильге Цейлан прославился в 2003-м, когда получил Гран-при каннского жюри за предыдущий фильм “Узак”. Ту ленту толком в столице не показали, зато сейчас у всех интересующихся современным мировым кинопроцессом есть шанс увидеть последний фильм “турецкого Бертолуччи”, как его прозвали иностранные критики в Каннах. Он о переменчивости человеческих чувств, о невозможности понимания между мужчиной и женщиной и о призрачности любви вообще. Умудренные жизненным опытом кинокритикессы считают, что “Времена года” отражают жизнь как она есть, без романтизации и прикрас. Не обладающие богатым багажом опыта посчитали, что картина состоит из штампов, коими богаты истории об охлаждении отношений между мужчиной и женщиной. У столичного зрителя и гостей фестиваля есть, возможно, единственный шанс сделать собственные выводы.


ЧТО: “ГРБАВИЦА” (Grbavica), программа “Гала-премьеры”

КОГДА: 26 июня, “Ролан”, 16.45; 23 июня, “Октябрь”, 22.30; 24 июня, “Октябрь”, 23.00; 25 июня, “Октябрь”, 20.30.

ПОЧЕМУ: Фильм боснийского режиссера, дебютантки Ясмилы Жбанич, следует смотреть российским режиссерам в качестве учебного пособия и наглядной демонстрации народной мудрости “проще надо быть”. Обычным зрителям он будет любопытен хотя бы тем, что, не предлагая изысканных визуальных решений, безупречной актерской игры и мудреной истории, “Грбавица” представляет собой прекрасный образец восточноевропейского кино, смотреть которое — все равно что встретиться со старым другом. Вероятно, именно простота принесла картине “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля 2006 года. Фильм рассказывает о матери и дочери, живущих в Сербии, в районе, называемом Грбавица, все еще восстанавливающемся после войны. Отцы многих одноклассников девочки геройски погибли во время войны, и она уверена, что и ее отец — герой. Но мать всячески скрывает правду об отце, потому что она не так благородна, как хотелось бы ее 12-летней дочери. Картина для проката куплена, но когда появится — неизвестно.


ЧТО: “ТРИ МОГИЛЫ” (The Three Burials of Melquiades Estrada), программа “Вокруг света”

КОГДА: 25 июня, “Иллюзион”, 18.00; 26 июня, “Ролан”, 21.30; 24 июня, “Октябрь”, 22.30.

ПОЧЕМУ: После прошлогоднего Каннского кинофестиваля, где лента, срежиссированная и спродюсированная Томми Ли Джонсом (он сыграл и главную роль), получила приз за лучший сценарий и лучшую мужскую роль, она пропала с горизонта. Посмотреть ее было бы любопытно хотя бы потому, что это совершенно неканнская лента, но обладающая ни с чем не сравнимым американским напором. И к тому же представляющая голливудскую звезду Томми Ли Джонса в роли, достойной столь уважаемого джентльмена, — это вам не из пушек по инопланетянам палить. Здесь он сыграл человека, отправляющегося на поиски справедливости — с трупом невинно убиенного и полицейским, косвенно виновным в гибели неизвестного.


Мария ДАВТЯН

Евгения ТИРДАТОВА: “Мурадов — это весомо”

— Из 120 картин, которые мы смотрели для конкурса, выбрали 17 — максимально соответствующих уровню нашего фестиваля, — так начала разговор с корр. “МК” про главный конкурс XXVIII ММКФ член отборочной комиссии киновед Евгения Тирдатова. Итак, пять картин конкурса, которые, по ее мнению, нельзя пропустить.

1. “Букмекер” (Филиппины). Режиссер Джеффри Джетуриан. У нас очень хорошо знают кинематограф Азии, главным образом по корейским, китайским, японским картинам. А вот экранные достижения филиппинцев остаются за пределами нашего внимания, хотя у них производится 200 фильмов в год. “Букмекер” действительно стал для нас настоящим открытием. Мы удивлялись его простоте и вместе с тем изяществу показанной истории. Главную роль сыграла превосходная актриса.

2. “Климт” (Австрия—Франция—Германия—Великобритания). Режиссер Рауль Руис. Климт — замечательный австрийский художник. А Рауль Руис — один из самых интересных режиссеров мира. Главную роль сыграл Джон Малкович. На него можно смотреть, раскрыв рот, удивляясь невероятному таланту. Когда-то, в советские времена, наивысшей похвалой было определение “актер, который может сыграть телефонную книгу”. К Малковичу это очень точно подходит.

3. “Родственники” (Венгрия). Режиссер Иштван Сабо. Я думаю, люди, которые любят кино или разбираются в мировом кинематографе, не пройдут мимо. Сабо — главный классик венгерского кино. “Родственники” — очень венгерская и типичная для Сабо картина — усталого режиссера, который, наверное, уже сделал свои лучшие фильмы. Здесь речь идет о коррупции в Венгрии. Возможно, правильнее переводить название не “Родственники”, а “Свояки”. В главной роли — Олег Табаков. Только венгры его переозвучили.

4. “Уроки вождения” (Великобритания). Режиссер Джереми Брок. Очень трогательная английская история. Подросток нашел понимание не с матерью, а с бабушкой, потому, что старушка немножко впала в детство. И вот эти родственные души отправились в путешествие по Англии. Здесь я бы отметила работу Джулии Уотерс, актрисы старшего поколения, и игру Руперта Гринта, который играл рыженького друга Гарри Поттера.

5. “Червь” (Россия). Режиссер Алексей Мурадов. Фильм о поколении сорокалетних. История о человеке, который хочет себя реализовать наперекор обстоятельствам. На фоне нынешнего кино, которое я называю “немножко виньеточным”, так как многие режиссеры слишком увлекаются формой, Мурадов выделяется весомостью содержания. Это особенно ценно.


Лариса РЕЗНИКОВА

А ТАКЖЕ:
Хозяин кино русского
Председателем выбрали Жулавского



    Партнеры