В космосе не шаром покати

Астрофизик Алексей Финогенов — “МК”: “Мы обнаружили объект, который в 1013 раз больше Солнца”

Уникальное открытие сделала международная группа ученых из Европейского космического агентства. При помощи мощного рентгенотелескопа они обнаружили самый крупный космический объект, известный современной науке. “МК” удалось получить подробности из первых рук — от главы группы исследователей российского ученого Алексея ФИНОГЕНОВА.

— Насколько велик “огненный гигант”?

— Фактически его размер в 1013 раз превосходит размер Солнца. До меня похожее открытие сделал в 1995 году мой сокурсник по физтеху Алексей Вихлинин. Однако размер того шара был во много раз меньше, чем обнаруженный нами в скоплении галактик A3266. Ядро шара содержит раскаленный газ и сотни галактик — некоторые могут быть похожи на нашу, — а также темную материю — еще необъясненное вещество.

— По идее, “огненный шар” — это своего рода “сверхкомета”?

— “Комета” в переводе с греческого “длинноволосая”, так что неформально мы можем его так назвать. Кроме того, орбита “огненного шара” по своей траектории похожа на орбиты комет Солнечной системы. Однако наш объект в отличие от простых комет разрушится по пути.

— Какова температура шара?

— Мы можем определить только усредненное излучение газа, температура которого составляет 46 миллионов градусов.

— Может ли в будущем “шар апокалипсиса” сжечь Землю?

— Бояться нечего: расстояние от шара до Солнечной системы составляет около 256 астрономических единиц (1 а.е. равна 149600000 км). Возможно, мы сами живем внутри шара, впрочем, не такого горячего.

— Как ваше открытие поможет раскрыть тайну происхождения Вселенной?

— Надеемся, что это даст нам некоторые ключи к более глубокому изучению эволюции Вселенной и поможет лучше понять наблюдения многих тысяч скоплений в утвержденном Госдумой российско-немецком космическом эксперименте eROSITA, который стартует в 2011 году.