Россия запала на иномарки

Под таким заголовком авторитетный европейский автомобильный журнал Automotive News Europe поместил в одном из последних номеров обзор перспектив российского авторынка

29 июня 2006 в 00:00, просмотров: 700

Вывод смертелен для отечественных автозаводов, а вот иностранные автопроизводители могут потирать руки в ожидании неплохих барышей.


И трудно не согласиться с выводами журнала: в начале месяца японский бренд Nissan заложил первый камень на стройплощадке своего завода под Петербургом. Он пришел в Северную столицу вслед за Ford, Toyota и General Motors. Санкт-Петербург теперь не только пригрел Конституционный суд РФ, но и превратился в крупнейший российский центр современного автомобилестроения, правда, с японо-английским акцентом. Москва же помимо Renault примет еще и Volkswagen.

Чем же Россия вдруг прильстила ведущих мировых игроков автомобилестроения, долго выжидавших, прежде чем “отложить яйца”? До сих пор они активно и масштабно “вили гнезда” в Китае, в результате чего автопром Поднебесной прямо-таки попер и в Европу, и в Россию.

“Когда посреди зимы вырубилась печка, а весной отказали “дворники”, я поняла, что пора копить деньги на иномарку”, — откровенничает с корреспондентами Automotive News Europe Юлия Кордюкова, 45-летний бухгалтер из Москвы. Ее новая “Лада” быстро стала обузой, и после десяти лет езды на четырех авто отечественного производства она сделала то, что и тысячи россиян, — купила за 11000 евро компактный Volkwagen Pointer бразильской сборки.

“Два года я отказывала себе во всем, чтобы купить иномарку, — сетует Юлия. — Ведь, когда ты владелец “Лады”, то ощущаешь себя автослесарем”. И с этим трудно спорить, замечает журнал, и в этом причина того, почему люди среднего достатка в России, переживающей экономический подъем, выбирают иномарки, отвернувшись от “Лады”, “Оки” и “Волги”.

“Комфорт, отличная подвеска, надежность — вот что привлекает в иномарке, — делится впечатлениями Екатерина Лазеба, 27-летний юрист из Владивостока. — Покупаешь “иностранку” — и уже незачем лазить под капот”. Прошлым летом она заплатила 7800 евро за семилетний седан Toyota Windom (дорогую версию Toyota Camry с правым рулем). Это ее третья поддержанная “японка” за последние десять лет. “И я не тушуюсь от того, что езжу на подержанной машине”, — замечает Екатерина.

Такое отношение к иномаркам, даже секонд-хенд, вполне объясняет, почему иностранные бренды заспешили в Россию, делает вывод журнал. Они открыли настоящую охоту за российскими покупателями, давшими обет никогда больше не покупать автомобили отечественных брендов. Даже несмотря на сумасшедшие очереди за некоторыми новыми иномарками.

СПРАВКА "МК"

По оценке крупнейшего в нашей стране продавца зарубежных авто “Рольф” (каждая пятая новая иномарка продается этой дилерской сетью), их продажи в ближайшие четыре года увеличатся вдвое и достигнут 1,5 млн. А глава российского представительства Renault Жан-Мишель Жалинье ожидает, что к 2008 году в России будет продано уже 2 млн. новых иномарок. Этот бренд намерен производить в нашей стране 120000 машин бюджетной модели Logan, на которые уже большой спрос. Хенрик Нензен, президент Ford Russia, оптимистичен: “Рынок растет очень быстро, и мы не могли упустить свой шанс”. В 1999 году Ford был первым зарубежным автопроизводителем, построившим в России сборочный завод и вложившим в него 15 млн. евро. Компания пожинает теперь богатый урожай: в прошлом году Ford Focus, автомобиль С-класса, был вторым по продажам иномарок в России. Начав с производства 34000 автомобилей в год, он теперь выпускает уже 60000 и хочет выйти к 2007 году на уровень 72000 штук. Фордовский завод работает в три смены, а в его портфеле — 32000 заказов.


Что такое очередь, скажем, на Ford Focus, рассказал корреспондентам Automotive News Europe 25-летний менеджер из Москвы Константин Коломин. Месяц назад он начал искать бюджетный, но вместительный, под свой высокий рост, автомобиль. После того как молодой человек залез в Lada Samara, его с трудом из нее вытащили. Он отправился к дилеру Ford и выбрал Focus стоимостью в 12000 евро, но отказался от него, когда узнал, что ему придется ждать своей очереди два месяца. И приобрел Honda Civic за 20000 евро.

КСТАТИ

В России с населением в 142 млн. человек на тысячу жителей приходится всего 167 автомобилей, в то время как в Германии — 558. “До тех пор, пока будут расти доходы, население будет покупать иномарки”, — уверен Уоррен Браун, управляющий директор GM Russia, руководящий строительством нового завода бренда под Петербургом. — И наша задача в России — поспевать за рынком”.


Но не все россияне вкушают плоды растущей экономики. Многим из них, таким, как 53-летний инженер из Сертолово, что под Питером, Анатолий Погорелов, придется вкалывать не один год на новую иномарку: “Даже если я решусь купить иномарку в кредит, мне придется внести за нее от 4000 до 5500 евро, а это уже выше моих возможностей”. Сегодня он продолжает ездить на десятилетней “Волге”, которую купил прошлым летом за 950 евро. Но почти у всех его друзей — иномарки. Настанет и его час, оптимистично заключает Automotive News Europe.

Однако для того, чтобы освоить российский рынок и воспользоваться растущей покупательской способностью населения, продолжает журнал, мало построить собственные сборочные заводы — нужны дилерские сети, охватывающие все промышленно развитые регионы, которых пока в стране мало и они не обеспечивают нужного уровня сервиса. GM планирует в 2006 году продать 100000 автомобилей (70000 в минувшем году). За два года этот бренд удвоил число дилеров — теперь их 59, но к концу года их станет 90. По словам Джасека Горски, генерального директора по продажам GM в России, он располагает длинным списком кандидатов в дилеры бренда — гораздо сложнее отобрать тех, кто обеспечит нужное качество обслуживания клиентов.

У Renault пока всего 12 авторизированных дилеров, но он увеличит их число до 68. У Ford в 2000 году было 83 дилера, сейчас их 540. Цель бренда — в 2010 году каждый дилер должен продать по 1000 автомобилей. “Клиенты не станут покупать авто до тех пор, пока у бренда не будет дилерской сети, — говорит Хенрик Нензен. — Ford будет наращивать свою сеть”.

СПРАВКА "МК"

Европейские, японские и корейские автопроизводители не одиноки в желании поскорее залезть на российский авторынок: на пятки им наступают китайцы. Бренды Поднебесной Great Wall Automotive и Chery Automobile уже договорились с российскими партнерами о совместном производстве автомобилей. Great Wall планирует вложить 80 млн. евро на развитие завода в Елабуге, что позволит выпускать 50000 машин этого бренда. Chery и калининградский “Автотор” намерены построить завод стоимостью в 200 млн. евро производительностью 150000 машин в год. В начале года Chery подписал с “Автотор” соглашение о начале совместной сборки из машинокомплектов своих моделей — SUV Tiggo и седана QiYun. Great Wall продал в прошлом году в России 6600 автомобилей, Chery — 476 машин.


Нам остается поинтересоваться, чем российский автопром — близкие нашему сердцу отечественные бренды — ответит на этот столь серьезный вызов зарубежных автопроизводителей. Неужели нашим “Ладам”, “Волгам”, “Оке” и УАЗам суждено навсегда остаться на пыльной обочине той столбовой дороги, по которой стремительно уходит вперед мировой автопром? Ну давайте воспользуемся китайским опытом — ведь китайцы начали неслабый штурм высот мирового авторынка чуть ли не с велосипеда, да и сейчас нагловато пытаются торговать в Европе моделями, собранными почти что на коленках.


ТОЛЬКО ФАКТЫ

•В 2005 году россияне купили 1,64 млн. новых легковых автомобилей и грузовиков.

•С 2004 года по сравнению с годом 2005-м продажа иномарок выросла в России на 49% и достигла 563400 штук.

•По прогнозам экспертов, доля продажи иномарок в нашей стране к 2010 году достигнет 70% от всех продаж и составит 1,5 млн. штук.




    Партнеры