В космосе построят рельсы

По МКС будет ползать Лемур с фонариком

— Отправьте меня в открытый космос! Всю жизнь мечтал об этом, — слезно умолял недавно представителей Роскосмоса очередной космический турист из Японии Дайсукэ Эномото. Но ему, похоже, окончательно отказали в этой затее. Слишком серьезное это мероприятие. Даже профи и те не ахти как стремятся вылезать из уютного служебного модуля МКС наружу.

Это адский труд! Пусть лучше роботы пашут за нас в открытом космосе. Под таким девизом американцы принялись активно собирать все новейшие разработки агрегатов, способных выполнять за них работу на внешней стороне станции. “МК” удалось узнать о самых последних проектах.

Для начала напомним: у американцев уже есть на МКС помощник — робот-манипулятор Space Station Remote Manipulator System (SSRMS), разработанный канадцами. Эта “рука” имеет длину 17 метров и используется для перемещения грузов на станцию с прибывающих на нее космических кораблей. Астронавт управляет “рукой” с щупальцами прямо из служебного модуля, лишь нажимая, как в компьютерной игре, на нужные кнопки. Ну а наблюдать за процессом ему помогают несколько “глаз”-видеокамер, прикрепленных к SSRMS.

Но перемещение грузов — самая грубая работа за бортом. А как научить робота выполнять более тонкие операции, чтобы астронавту не приходилось выходить в бездну по всякому мелкому поводу, например, чтобы заменить вышедшую из строя видеокамеру? Вообще-то нет ничего удобней человеческой кисти. По словам российского координатора НАСА Сергея Пузанова, именно по ее подобию и решили проектировщики сделать дополнительную “кисть” к уже имеющейся станционной “руке”. Ее тонкие “пальчики” смогут закручивать болты, менять вышедшие из строя запчасти не хуже самого человека.

— Кроме создания более подвижной и маневренной “кисти” НАСА планирует обвить МКС «железной дорогой», — добавляет Сергей Пузанов. — Это ферма, по которой робот-манипулятор будет перемещаться в любую точку станции.

Кстати, небольшой фрагмент космических рельсов уже существует, и это, по словам координатора, только начало строительства большой космической магистрали.

Но и на этом американцы останавливаться не собираются. По сообщению лаборатории реактивного движения НАСА, специалисты создали макет еще одного, на этот раз шестиногого робота для самостоятельного передвижения по внешней обшивке космической станции. Его “кличка” — LEMUR — придумана неспроста. Руководитель проекта инженер Бретт Кеннеди совместил в нем особенности движений осьминога, краба, приматов и... складного ножа. LEMUR получился чрезвычайно гибким, устойчивым и функциональным. В экспериментах, проведенных в земных условиях, робот показал впечатляющие трюки: закручивал болт в темноте, подсвечивая себе фонариком, и даже писал чернильной ручкой.