Россиянам выстрелили в виски

Дорогого алкоголя еще нет, а дешевый уже распродан

Не прошло и 20 лет, как сбылась радужная мечта Михаила Горбачева. С 1 июля в магазинах тишь и гладь — ни водки, ни очередей! И никаких антиалкогольных указов не понадобилось. Достаточно было ввести новые акцизные марки на алкоголь. А главное, чему мог бы позавидовать Михаил Сергеевич, — никаких народных волнений не произошло. Во всяком случае, пока.


Алтуфьево… В небольшом магазине с характерным названием “Белочка” на полках, где еще вчера стояла водка, теперь вперемешку выстроились баклажки с пивом и всякого рода лимонадами. Мужички, заходящие в магазин, будто натыкаются на невидимую и непреодолимую стену. Их голосовой аппарат может воспроизвести только горловое “а?”. На “где?” сил уже не хватает. Метров через триста в таком же магазине картина похожая.

Дегунино. Большой сетевой магазин.

— Две недели торговали со скидкой, — говорит администратор. — 30% сбрасывали с дорогого импорта. Остальное вернули поставщикам. Проблема была как раз с дорогим импортным алкоголем. Реализуется он долго, большинства фирм-поставщиков уже нет в природе, вот и торговали в убыток. Я считаю, что вся эта возня затеяна, чтобы вернуть государство в торговлю спиртным. И это правильно. В таком деле должен быть порядок.

Есть у “акцизной революции” и свои плюсы. Благодаря ей гурманы смогли попробовать доселе незнакомые напитки. По дешевке продавались финиковые водки и сомнительного цвета сорокаградусные жидкости из Таиланда и Сингапура. И по сию пору в паре магазинов стоит бразильская водка “кишаса”. Правда, никому особо не нужная и за 500—600 рублей — именно за столько ее пытаются впарить.

Труднее в ресторанах и барах, где иные ликеры для смешивания коктейлей простаивают в открытом виде месяцами. Впрочем, в паре ресторанов, куда мы зашли, бутылки гордо сияли новенькими марками. Они были опорожнены на треть или наполовину. Будто первого июля люди воспылали любовью к коктейлям.

— В среднем в каждом ресторане предлагают по 100 наименований алкогольных напитков. Теперь же их там будет 2—3, — сокрушается президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Многие рестораны, кафе и бары закроются, поскольку люди просто перестанут туда ходить. Интересно, а что будут пить на саммите “Большой восьмерки”, который пройдет в Санкт-Петербурге? Там наверняка закроют глаза на “устаревшие” акцизные марки на бутылках. Вообще вся эта история очень грустная. У чиновников, которые все это затеяли, нет государственного мышления. Я думаю, некоторые рестораны все же будут на свой страх и риск подавать посетителям вино со старыми акцизами. Знаю, что многие российские предприниматели, думая о будущем дефиците, скупали в Москве в огромных количествах вино, водку, шампанское и увозили к себе в регионы. Будут торговать там из-под полы. Получается, что все питейные заведения загнали в подполье. Мне это напоминает 85-й год, когда была объявлена всеобщая борьба с пьянством.

Что ж, для любителей качественного алкоголя настали трудные времена. Новые акцизные марки, которые следовало наклеивать на бутылки, в большинстве своем так и не дошли до операторов алкорынка. В результате хуже всего пришлось импортным коньякам и прочим виски. Пусть Михаил Фрадков и подписал в пятницу правительственное постановление с разрешением переклеить старые акцизные марки на новые до 29 декабря на специальных складах, имеющих лицензию на оптовое хранение алкоголя, это проблемы уже не решает. Во-первых, оно еще не вступило в силу. А во-вторых, всю продукцию теперь по новой проинвентаризуют таможенники, а лишь потом налоговики продадут оптовикам новые торговые марки. Так что раньше чем через пару месяцев большого выбора качественных иностранных напитков ждать не стоит. Кроме того, импортный алкоголь явно удивит россиян новыми высокими ценами, на 15—20% как минимум. Поскольку магазины сначала захотят “отбить” убытки, понесенные в последние недели в ходе распродаж джинов и текил со скидкой. А потом новые цены уже не захотят опускать сами.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Вадим ДРОБИЗ, глава информационного центра СУАР:

— Постановление правительства, продляющее срок перемаркировки алкоголя, уже подписано. То есть вся продукция легальна? Но почему же пусты полки магазинов?

— Произошло всего-навсего то, что должно было произойти месяца 3 назад в стране, претендующей на звание цивилизованной. Правительство, вдоволь наиздевавшись над операторами рынка, походя доведя почти до банкротства часть из них, внеся сумятицу в торговлю и унизив потребителей, наконец-то соизволило выпустить документ. Таким образом, продукция со старыми марками вне закона сразу по трем параметрам и после 1 июля. До момента опубликования постановления (раз); до момента перехода товара в собственность импортера (два); и до определения порядка ее хранения, который пока ничем не регулируется (три). И на каждом из таких моментов контролеры могут собирать дань. Так и хочется сказать реформаторам алкогольного рынка: “А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!”.


АНЕКДОТ ДНЯ

Нет, алкоголь все-таки полезен. Миллионы мужчин не могут ошибаться!


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру