Лето с летальным исходом

Сам город в жару становится фактором смертности

Летом в Москве жить невозможно! Теоретически, конечно. Люди-то живут и даже не умирают. Но опасности поджидают тех, кто проводит жаркие месяцы в мегаполисе, всюду — и в воздухе, и в воде, и на земле. “МК” решил выяснить, чем рискуют несчастные москвичи, по собственному желанию или по недоразумению оставшиеся летом в городе.


Для начала отметим то, чего вопреки распространенным мнениям в Москве нет.

Летом в жару не обостряются депрессии. В НИИ психиатрии нам не подтвердили тот факт, что число самоубийств летом возрастает.

В Москве, гуляя по паркам, нельзя подхватить энцефалитного клеща и заразиться энцефалитом. Хотя и не исключена возможность, что этот зловредный клещ может быть занесен из других лесов. Что касается укусов мошек, слепней, оводов, пчел, то они могут вызвать аллергии, зачастую очень тяжелые.

Число вызовов “неотложек” к сердечникам даже в самую жару не увеличилось. Не потому, что солнце было особенно гуманным к нам, а потому, что многие москвичи умахнули на приусадебные участки. Хотя смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стоит в Москве на первом месте, а зарегистрированных сердечных больных в городе — 2,5 миллиона.

А теперь о менее утешительном. От чего же столица страдает летом больше всего?

Воздушная тревога

Неприятно, но факт: во время жары количество вредных выбросов в воздухе увеличивается. В июне москвичам уже пришлось несладко. Жара, штиль и антициклон привели к тому, что по утрам и вечерам воздух был особенно грязен. Еще немного — и смога было бы не избежать. Возле автотрасс количество загрязняющих веществ превышало допустимые нормы втрое, на жилых территориях — в 1,5—2 раза. Заметнее всего выросли концентрации оксида углерода (в 2—3 раза), оксидов азота (в 2—3 раза на жилых территориях, в 3—4 раза на автотрассах), углеводородов.

— Из-за продолжительного периода аномально жаркой погоды среднемесячные концентрации вредных веществ этим летом больше обычно наблюдаемых как минимум на 10%, — говорят в Департаменте природопользования Москвы.

Но самое страшное еще впереди. Метеорологи предсказывали аномально жаркое лето и от своих слов пока не отказываются. Пик лесных пожаров приходится на середину июля—август, и вполне возможно повторение “копченого” лета 2002 года, когда только от загрязненного воздуха умерло свыше 600 человек.

Примерно такую же дополнительную смертность прогнозируют медики и на этот год. А вероятность того, что смог, образованный продуктами горения торфяников и автомобильными выхлопами, накроет город, составляет до 80%. Прежде всего следует оберегаться людям с хроническими заболеваниями дыхательных путей, астматикам и все тем же сердечникам. Правда, ничего лучше марлевых повязок и респираторов как профилактических средств наука, увы, не придумала.

Пакость в горле

Солнце... Ласковый ветерок... Свежие сочные фрукты... Эта райская картина в условиях мегаполиса кажется уже не такой приятной.

Фрукты ведут к росту пищевых отравлений, и медики могут порекомендовать лишь пресловутое — “мойте их перед едой”.

Солнечные ванны в любое время, кроме раннего утра и позднего вечера, ведут к солнечным ударам и заболеваниям кожи. Рак груди вышел в стране на третье место по смертности среди женщин. В том числе и за счет любительниц позагорать топлесс — ничего, кроме вреда, прямое воздействие солнца на молочные железы не приносит.

Солнце противопоказано и людям с эндокринными заболеваниями, миомами, кистами — врачи советуют ходить им в длинных белых одеждах. И носить шляпки. Только не из синтетики — она не пропускает воздух, и дело может кончиться тепловым ударом. Даже купальники лучше иметь натуральные.

Заболеть летом ОРВИ, конечно, надо постараться — так считают оптимисты. А вот врачи уверяют: лето — период обострения простудных болячек. Тому виной — коварные кондишены и пристрастие к питию ледяной водички. К тому же народ не всегда рассчитывает одежду. Врачи говорят, что разница температур между улицей и домом не должна превышать пяти градусов. А напитки должны быть примерно комнатной температуры.

Жара и духота влияет не только на здоровье, но и на безопасность на дорогах. Под воздействием высоких температур может меняться и психика, и поведение, так что, обезумев от зноя, шоферы теряют контроль и над собой, и над дорогой. Даже самого дисциплинированного водителя жара может превратить в лихача, готового лезть напролом. Статистический взрыв дорожно-транспортных происшествий отмечали жарким летом 2002 года. К тому же духота провоцирует рост числа инсультов, инфарктов, приступов хронических болезней в дороге.

ФАКТ. На автодорогах жаркой Греции самая высокая среди стран ЕС аварийность со смертельным исходом.

Такие дела. И выход здесь видится единственный: продлить летние отпуска на три месяца. Хотя бы для жителей Москвы. Но так как в Госдуму подобная законодательная инициатива почему-то не поступала, приходится довольствоваться тем, что есть, — не очень холодной водой, минимальными передвижениями по улице и плотно задернутыми шторами в квартире. Иначе лето в Москве становится совсем неприятным.


СПРАВКА "МК"

ЧЕМ ВРЕДНЫ:

Оксиды углерода. В организме человека соединяются с гемоглобином, что затрудняет процесс газообмена в клетках и кислородное голодание.

Оксиды азота. Отравление имеет скрытый характер. В дыхательных путях образуют азотную и азотистую кислоты, которые вызывают серьезные заболевания. Степень воздействия на организм человека NOх в 10 раз выше, чем СО.

Углеводороды. Могут оказывать наркотическое воздействие на нервную систему, некоторые канцерогенны. Участвуют в образовании смогов, которые вызывают раздражение глаз, горла и носа.


Сенсационное открытие сделали американские ученые: любители позагорать так же зависимы, как наркоманы и алкоголики. Большинство посетителей пляжей и соляриев, зная, что загар вредит коже и может вызвать рак, продолжают впитывать губительный ультрафиолет.


Глобальное потепление климата идет своим чередом. Проанализировав годовую температуру в Москве за последние 15—20 лет, ученые из НИИ экологии им. Сысина установили, что в центре города за этот период среднегодовая температура выросла на 5,5 градуса. В следующие 50 лет температура может повыситься еще на 5,8 градуса.


Рекордным по числу утопленников в Москве стал 2001 год: 328 человек, из которых 273 — мужчины.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру