Раз в крещенский вечерок девушки гадали...

Профессор-славист из Британии устроил нам “Баню...”

Вильям Райан — британский филолог-славист, который начал изучать русский язык с детства. Сейчас он ученый, член Британской академии и знает русский фольклор получше нас с вами. Его огромная книга выглядит внушительным историческим трудом, а называется забавно — “Баня в полночь”.

И содержится в ней, как в голове у старой бабушки, все что пожелаешь: наши гадания, приметы, сглазы, порчи, сговоры с дьяволом, ворожба, травы, яды, амулеты, заклинания… Заговоры — медицинские, любовные, вредоносные, на умилостивление властей, на защиту от воров, чтобы найти клад, от импотенции… Что касается последнего, если кому, не дай бог, понадобится: “…на верху булатного дуба сидит веселая птица петух, вставает рано, голову дымает и поет весело, столь же бы стояли у раба Божия (имя рек) 77 жил и едина жила…”

— Приятно видеть вас в России. Почему вы стали заниматься Россией, магией?..

— Россией я занимаюсь уже много-много лет, я учился русскому языку в школе, потом в университете, я был редактором одного русско-английского словаря, а потом я работал в музее, а там я начал работу над диссертацией на тему “Астрономическая и астрологическая терминология в древнерусской литературе”. Скучная тема, правда?

— Почему скучная? Что может быть интереснее астрологии, магии — хотя бы и в древнерусской литературе?

— Я собирал все эти материалы по астрологии, магии в Средние века и решил: раз нет большой общей книги на русском языке, то я могу написать ее для английской публики. А потом мой хороший друг и издательство убедили меня, что это будет небезынтересно и в России. Тут много хороших специалистов по истории магии, но они все по разным областям предмета. А я написал очень общую книгу. Все это более или менее случайно произошло, начал с науки, пришел к магии.

— Так что же, в приметы надо верить или нет? И верите ли вы?

— Нет, не надо верить. Я нисколько не верю в магию! У меня чисто академический подход. Правда, сейчас идет вспышка интереса к магии. Никто из этих неоязычников и сектантов ничего не знает из истории магии. Надежда узнать свое будущее, ясновидцы всякие, колдуны… Да, интерес… Если это не секс, то это магия. Книга охватывает не только магию, но и обряды, гадания… Русский может прочитать и узнать, что точно такие же гадания, которые он использует, есть в Англии.

— Например?

— Ну, например, вы знаете новогодние гадания, когда наливают воск в воду и так далее. Это по всей Европе. Очень часто русские думают, что это русская специфика, — это не так, это международная. В Англии с XVII века тоже наливают воск в воду…

— А гадание “суженый мой, ряженый”, где зеркало, две свечи — это наше?

— Это ваше, но это еще существует в Ирландии, в Швеции. Зеркало — это очень магический предмет, в нем все наоборот, и это создает магическую сцену. Зеркало и зеркало за головой — целый ряд зеркал, и это создает очень интересное впечатление.

— Ну хорошо, а как быть с духами? Я вызывала, и у меня, клянусь, вертелось это блюдце, ко мне пришел дух Высоцкого и кое-что мне рассказал. Пока сбывается.

— В русской традиции этого нет. Это взято с Запада, спиритизм — к концу ХIX века во Франции, в Англии, а оттуда в Россию. Это совсем не связано с магией, это другое явление. Я считаю, что это все ерунда. Мне интереснее знать, почему люди верят. Это связано с историей религии, с упадком религии.

— Какая судьба ждет народные поверья в современном мире?

— Старые народные верования исчезают постепенно, это факт, вы можете это видеть. Новые верования растут сейчас. Интернет, глобализация жизни.

— Интернет помогает развиваться суевериям? Каким образом?

— Да. Там масса ерунды. Это стало глобальным — увлечение магией. Там смесь всего, старые ирландские друиды, египетские пирамиды. Пока существует Интернет, будет развиваться эта эклектика. Китайские гадания, Книга перемен. Она известна в Европе только с конца XIX века, как и Таро. А в России — это только начало XX века.

— А вообще карты — не Таро? Гадание на картах — это же просто один из столпов нашей культуры, куда ж мы без этого.

— Карты пошли с XVII века, но не у народа, это царское дело. Когда стали употреблять карты для гаданий — я думаю, это более или менее современное. Князь Курбский говорил про “дьявольские карты”, но мы не знаем, может быть, он просто играл плохо.

— А как быть с гороскопами?

— Есть разные гороскопы. Объяснение прошлого и предсказание будущего по звездам, это астрология. Говорят, что был гороскоп Петра Великого. Не знаю, чтобы делали гороскопы в России еще раньше, потому что надо иметь довольно большие знания по астрономии. Если говорить: если Луна такая-то, будет то-то — это не настоящая астрология. Серьезно занимаются астрологией в России только в XIX веке.

— А как вы назовете такую привычную для психики вещь: если я успею на этот автобус, например, у меня сегодня все пойдет хорошо? Или когда говорят: я в плохие приметы не верю, только в хорошие?

— Это называется — оптимизм.

— У нас укоренено в сознании: вышел из дома, зонт забыл, и возвращаться уже нельзя — иначе весь день насмарку.

— А это уже не примета, это психоз!

— Это мешает нам жить?

— Это не помогает, и это может нарушать психику человека. Это катастрофа!

— Так можно ли узнать будущее?

— Нет. Но если вы думаете, что можно, — значит, можно.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру