Кто спасет утопающего?

Руководитель ГИМС Московской области Алексей Гавреев: “Игры в догонялки закончились”

С наступлением жары городские магистрали превращаются в мечту любого водителя: ни пробок, ни аварий. А вот подмосковные водохранилища, напротив, напоминают Тверскую в час пик. Правда, оттого, что вместо автомашин средствами передвижения становятся лодки, катера и гидроциклы, езда, к сожалению, безопасней не становится. Вода, как и обычная дорога, всегда покажет, у кого права куплены и кто сел за руль подшофе. И обязательно накажет. Как уберечь себя и близких от подобных происшествий? Как правильно зарегистрировать свое плавсредство? На каких пляжах можно купаться? На эти и многие другие важные вопросы читателям “МК” во время прямой линии ответил врио начальника Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Московской области Алексей Гавреев.

Отдыхай, но проверяй

— Добрый день, Николай из Москвы беспокоит. Я езжу купаться в Лыткарино. Пляж платный, но практически не оборудован: нет зонтиков, спасательной станции, негде купить прохладительные напитки. Хотелось бы узнать, за что мы платим, и куда уходят эти деньги?

— Я выясню, прошел ли данный пляж аттестацию. И если прошел, то почему. Мы требуем от глав муниципальных образований Московской области, чтобы все места отдыха были соответствующим образом освидетельствованы. Владелец пляжа должен представить комиссии, в которую входит и наш инспектор, правоустанавливающие документы на землю, акт о водолазном обследовании дна, заключение Роспотребнадзора и другие бумаги. Например, водолазное обследование и работы по очистке дна выполняются на основании постановления губернатора Московской области и являются платными. “Прочесать” 1 кв. м дна стоит 178 рублей. Предположим, дно вашего участка занимает 1000 кв. м. Итого 178 тыс. рублей.

— Приличная сумма…

— Смотрим дальше. Чтобы получить освидетельствование, владельцу пляжа надо завезти песок, закупить лежаки, легко возводимые строения, словом, подготовить минимальную инфраструктуру. Все это тоже стоит денег. Куда они идут? Часть за аренду земли в местный бюджет, на уплату налогов и т.д.


— С каких это пор ГИМС стала заниматься еще и пляжами?

— Позвольте по порядку. Государственная инспекция по маломерным судам создана в структуре МЧС не так давно, в 2005 году, и она не является напрямую правопреемником ранее действующей ГИМС. Но выполняет практически те же самые функции. Та структура относилась к министерству коммунального хозяйства и большинство своих задач практически не могла реализовать. В настоящее время ГИМС помимо проверки правильности судовождения и пользования маломерными судами наделена надзорно-контрольными функциями по контролированию водных объектов. Также впервые к нашим полномочиям отнесен и контроль за соблюдением мер безопасности на тех объектах, которые напрямую не являются водными. Это бассейны, пляжи и другие места отдыха, связанные с водой.


— Могу ли я как посетитель потребовать у администрации платного пляжа документы, на основании которых он действует?

— Конечно. Думаю, это не только можно, но и нужно сделать. Внимательно читайте Закон о защите прав потребителя. Если вы покупаете услугу, она обязательно должна быть сертифицирована. Как минимум на пляже должен стоять стенд, на котором вывешены соответствующие документы об анализе воды, данные о ее температуре и пр. Тут же указаны способы эвакуации с пляжа в случае возникновения пожара или других стихийных бедствий.


— Скажите, а на каждом пляже должны дежурить спасатели?

— Основным нашим требованием на каждом пляже является наличие спасательного поста, имеющего связь, средства спасения и оказания первичной медпомощи. Спасатели должны пройти необходимую аттестацию, позволяющую им выполнять свои функции.


— Какие пляжи вы порекомендуете отдыхающим с маленькими детьми?

— Маленькие дети — это немаленькие проблемы, главная из которых — неумение плавать. Обязательно учите своих детей плавать! А пляжи, пожалуйста: на Пироговском, Можайском водохранилищах, озере Сенеж и другие. Проблема в том, что многие из вас, да и я тоже, пока не пришел сюда работать, думал, что место, где мы отдыхаем, — это и есть пляж. Из 250 объектов Московской области, где люди купаются, мы можем отнести к пляжам только 111. Из них освидетельствовано лишь 15. Остальные не соответствуют требованиям или вообще стихийные места отдыха. Нередко — завоженные карьеры, где неизвестно, что добывалось и сбрасывалось.


— Когда на наших пляжах появятся хотя бы биотуалеты, уже не говоря о нормальной канализации, как это сделано в Европе?

— Проблема решается. С 15 июля мы начинаем эксплуатацию двух судов, которые будут осуществлять прием отходов, возникающих от функционирования пляжей и баз-стоянок. Скорее всего они будут работать на Пироговском и Можайском водохранилищах. Суда разработаны и изготовлены в Архангельске и сейчас доставляются в Москву. Посмотрим, насколько они будут эффективны.

Не взлетим, так поплаваем

— Добрый день, меня зовут Вячеслав, я из Химок. Неподалеку от нас находится Истринское водохранилище. Собираюсь купить моторную лодку, поэтому хотел бы узнать, что и в какой последовательности делать?

— Во-первых, определяетесь с лодкой, с мощностью двигателя, который вы к ней предполагаете прикрепить. Потом едете в магазин и покупаете. Далее решаете, в каком порядке будете ее регистрировать. Первый вариант — приезжаете к нам в Москву на улицу Обручева, дом 46. Служба регистрации у нас работает по вторникам и четвергам. Но, сами понимаете, сейчас время летнее, поэтому желающих поставить или снять с учета много. Второй вариант — связаться с инспектором нашего Истринского отделения (его координаты можно узнать по телефону “горячей линии”) и производить регистрацию через него. Далее вы оплачиваете госпошлину, получаете регистрационные документы, наносите на лодку выданные вам номера и представляете ее на технический осмотр.

— А госпошлина для всех одинаковая?

— Нет, разная. Для моторных лодок с подвесным мотором мощностью до 10 л. с., гребных лодок, байдарок и безмоторных судов — 100 рублей. Для катеров с главным двигателем мощностью менее 55 кВт, моторных лодок с двигателем свыше 10 л. с., водных мотоциклов, гидроциклов, парусных судов и самоходных судов вместимостью менее 80 тонн — 250 рублей. Если вы хотите выходить в море (такая возможность есть через Пироговское водохранилище) и у вас прогулочное судно вместимостью не более 12 человек, то это будет стоить 550 рублей. Внесение второго мотора в судовой билет стоит 50 рублей. Снятие с учета, кстати, обойдется в ту же сумму. Эти небольшие по сравнению со стоимостью плавсредства деньги идут на ведение электронного реестра судов. Если говорить о регистрации, то она у нас идет как в центральном офисе, так и в пяти отделениях. Также есть сайт ГИМС, на котором можно узнать всю интересующую информацию. Либо позвонить по телефону “горячей линии” 542-21-29.

— Во сколько обойдется техосмотр?

— Плату за ежегодный технический осмотр мы не берем.


— Какие требования вы предъявляете к судовладельцам?

— Требование к судовладельцам одно и самое жесткое — быть трезвым на воде. Также важно иметь при себе документы, права на управление судном, установленный правилами комплект: огнетушитель, средство связи, спасательный жилет, соответствующий вашим весовым характеристикам. Ну и, конечно, нельзя нарушать правила движения и поведения на воде.


— Какие лодки подлежат обязательной регистрации?

— Регистрируются судна грузоподъемностью более 225 кг. Вообще при покупке лодки вам должны дать необходимые разъяснения. Поскольку все магазины, которые торгуют этими транспортными средствами, находятся в тесном контакте с нашей инспекцией. Я лишь напомню, что маломерные суда относятся к объектам недвижимости, поэтому попадают под налогообложение.


— Здравствуйте, это Грачев Виктор Петрович из Серпухова. Сейчас ужесточились требования к стоянкам маломерных судов. От нас, судоводителей, постоянно требуют разные бумаги. Теряется качество сервиса. Как с этим быть?

— Во-первых, не ужесточились требования, а наводится порядок, который был заложен еще в 1997 году постановлением губернатора и до настоящего времени не исполнялся. Когда на стоянке нет необходимых условий для размещения лодок, пребывания людей, говорить о том, что она соответствует требованиям, не приходится. Зачастую на базах-стоянках нет документов о постановке на налоговый учет, отсутствуют капитальные причальные сооружения, нет необходимой инфраструктуры, позволяющей не допускать загрязнения водоема как при заправке судов, так и при их отстое. Если требования нарушаются, мы стоянку закрываем.

— Но закрытие — это не выход из положения.

— Я уверен, что наша основная задача не закрывать базы-стоянки, а понуждать их владельцев строго придерживаться предписаний, которые соответствуют законодательству Российской Федерации. Мы ведь ничего нового не придумываем.

— На сегодняшний день эффект вашей работы положительный?

— По крайней мере, из 139 стоянок Московской области на сегодняшний момент полностью соответствуют требованиям 102. Я думаю, что остальные 37 будут освидетельствованы в достаточно скором времени. Как только их документы и желание работать полностью совпадут с нашими требованиями.


— Я следил за дискуссией в Интернете, которая идет с участием рыбаков, владельцев небольших лодок и туристов-байдарочников. Они очень возмущены вашим положением о госрегистрации, которое приравнивает их скромные транспортные средства к катерам, яхтам и т.д. Техосмотр байдарки, водительские права на управление резиновой лодкой… Не кажется ли вам, что это слегка абсурдно?

— Наша инспекция отвечает не только за жизнь людей, которые находятся на воде, но также и за состояние транспортных средств, которые на эту воду выходят. Приведу пример. Пироговское водохранилище. Утром к нашей базе-стоянке прибивается пластиковая лодка без номеров. Явно в ней до этого находился человек. Кто он? Откуда? Выясняется, что кто-то вчера видел, как один рыбак вечером втихаря вышел ставить сеточку. Рядом проходил мощный катер и лодку опрокинул. Мужчина был без спасжилета. Температура воды на тот момент (дело было в начале мая) немногим выше нуля. К сожалению, мы его еще не подняли. Потому что до настоящего времени за поиском этого человека к нам никто не обратился. Мы не знаем, кого искать. А таблички с данными и регистрационных знаков на лодке не было.

Следующий случай, который произошел не так давно. Надувная лодка, рыбачат двое мужчин. Один рыбачит с помощью спиннинга и нечаянно пробивает им борт лодки. Они тонут в течение 30 секунд. Оба отправляются на тот свет. Температура воды на тот момент — 8 градусов. Спасти их никто не смог.

Третий случай. Байдарка, в ней находятся двое взрослых и ребенок. Они заплывают в район катания не совсем трезвых граждан на гидроциклах. Один из них перерезает байдарку пополам. Все трое гибнут.

Вопрос по всем трем случаям один: кто виноват? Думаю, ответ тоже один: те, кто погиб. Грубейшее несоблюдение требований и норм поведения на воде. Уход от техосмотра и регистрации принесет еще больше проблем. Мы прекрасно знаем, как хранятся лодки. По 7—9 месяцев они находятся в необорудованном помещении, практически безнадзорно. Что происходит с ними, с их силовыми элементами, внешними составляющими, никто не знает.

— Допустим, я рыбак и купил резиновую лодку. Я должен получить удостоверение на управление ею. Но чему вы можете меня научить?

— Вы встали на судовой ход, и вас раздавило большое плавающее средство. Кто за это будет нести ответственность? Мы всегда говорим: вода — это та же самая дорога. Приезжайте на Пироговское водохранилище в 30-градусную жару, посмотрите, что там творится. Ходят и гидроциклы, и моторные лодки, и 20—30-метровые яхты, и те же самые лодочки без регистрации. Это хаос. И мы должны навести здесь порядок.

Преступление и наказание

— Интересно, как вы сейчас ловите нарушителей? Неужели дожидаетесь, пока сами подъедут и покаются?

— Мы перестали играть с этими людьми в догонялки. Благодаря руководству министерства нас впервые оснастили скоростными судами, которые могут выходить в том числе и в море. У нас теперь не суда-игрушки, а транспортные средства, на которых можно прессинговать нарушителей. У нас есть гидроциклы мощнее, чем те, что у частников. У нас нет лимита по бензину. Кроме того, у нас сейчас более 70 человек работают на безвозмездной основе. И стоит очередь из желающих к ним присоединиться. Это внештатные добровольные инспектора, которые оказывают нам содействие: проводят разъяснительную работу, выявляют нарушения.

Кроме того, если говорить о нарушениях, мы сертифицировали наши школы, и они больше не смогут торговать документами. Более того, мы сейчас впервые переходим к дистанционному обучению. Примерно с августа этого года вы сможете учиться правилам вождения маломерных судов в Интернете. Общеобразовательный курс вы таким образом получите, а навыки приедете сдавать инспектору.


— В случае нарушений вы налагаете штраф или изымаете плавсредство?

— В зависимости от степени тяжести нарушения. Практически в каждом отделении есть стоянки для задержанных судов. Штраф составляет порядка 500 рублей.

— Что будет, если я выйду на воду на лодке весом более 225 кг без регистрации?

— Инспектор проведет с вами соответствующую разъяснительную работу. Если вы не сможете доказать документально, что лодка была приобретена в установленном порядке, естественно, будут предприниматься какие-то действия. Но если все законно, она просто не поставлена на учет, то придется оплатить штраф.


— Вы проверяете работу станций, которые выдают отдыхающим гребные лодки напрокат?

— В прошлую субботу в ходе спецрейда ГИМС закрыла четыре такие станции в бухте Радости. Сдача в аренду лодок — еще один из элементов не всегда законного заработка, который присутствует на водоемах. Часто бывает, что приехали люди на природу, посидели в ресторане, отдохнули. Дальше захотелось чего-то остренького, сели в лодочку. Она перевернулась, спасжилетов нет. Потом мы этих людей ищем.

Основная наша задача — довести до понимания каждого, что вода является не только местом отдыха, но и достаточно агрессивной средой. Если вы не позаботитесь о сохранении своей жизни на воде, вряд ли это кто-то сделает за вас. У нас налажен хороший контакт с Мособлспасом, специалисты которого впервые признали, что силы и средства, которыми они располагают, не позволяют им обеспечивать спасение людей на воде. Они занимаются поиском утонувших.

Также и ГИМС. Все, что зависит от нас, мы реализуем. Мы не позволим вам купаться там, где это небезопасно. Если с вами что-то случится, естественно, придем на помощь. Но надо понимать, что мы тоже не всесильны и наши возможности небезграничны.


СПРАВКА "МК"

В настоящий момент численный состав ГИМС по Московской области насчитывает порядка 95 человек. Среди них 60 инспекторов, действующих практически на всех водных объектах Подмосковья, общая площадь которых достигает порядка 8 тысяч кв. км.

Водные объекты разделены по территориальному принципу на пять основных направлений. В основном нарушения правил эксплуатации маломерных судов происходят на центральном направлении, к которому относятся Пироговское, Клязьминское и Пестовское водохранилища.


На водных объектах Московской области с 10 июня по сегодняшнее число погибли 22 человека. За этот же период прошлого года было уже 30 утонувших.


С начала сезона инспекторами ГИМС составлено 1009 протоколов, связанных с нарушением правил эксплуатации маломерных судов. Среди них наиболее часто встречаются: отсутствие документов на судно, на право управления плавсредством, отсутствие необходимого перечня спасательных и обозначающих средств.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру