Аварийное правосудие

По вине дорожных служб в ДТП погибли люди, но халатных чиновников прикрывают гаишники и судьи

17 июля 2006 в 00:00, просмотров: 264

Круговая порука бюрократического аппарата, когда один чиновник любым способом прикроет тыл другого, а козлом отпущения в итоге сделает простого гражданина, — привычная и повсеместная практика российского делопроизводства. Очередным ее заложником стал Вячеслав Невельский, потерявший в ДТП из-за халатности дорожных служб дочь и внучку. А “благодаря” стараниям властей он вот-вот останется без квартиры и средств к существованию.

Год назад на улице Полушкина Роща, что в Ярославле, случилась трагедия: автомобиль Mitsubishi Colt, управляемый гражданкой Русецкой, провалился в заглубленный колодезный люк (говоря проще — в огромную глубокую яму, оставленную дорожниками). Хотя скорость была небольшой, у маленького автомобильчика выбило шаровую опору, отчего машина потеряла управление, ее выкинуло на “встречку”, где она в лобовую сошлась с тяжелым “МАЗом”. Затем — все как в страшном кино: Mitsubishi Colt отскакивает от большегруза и сталкивается сначала с Toyota, а потом — с вазовской “девяткой”. Что касается “МАЗа”, то длинномер вскочил на высокий бордюр, с ходу срезал два толстых дерева и врезался в металлический столб, после чего загорелся.

Водительница Colt и ее маленькая дочка в этом жутком ДТП погибли, остальные участники инцидента отделались травмами. Но это лишь начало истории. Приехавшие оформлять аварию гаишники зафиксировали в документах злополучную яму, сделали замеры и вызвали оставшихся в живых водителей в группу разбора. Вникать, из-за чего произошло ДТП, милиционеры не стали и, рассудив, что с мертвых взятки гладки, сделали виновником происшествия водительницу Mitsubishi Colt. Гаишники вменили погибшей нарушение пункта 10.1 ПДД, гласящего, что шофер должен ехать со скоростью, обеспечивающей постоянный контроль за движением транспортного средства.

Но представители Госавтоинспекции позабыли о том, что данный пункт Правил может быть выполнен лишь в том случае, когда дороги отвечают “установленным техническим нормам, правилам и другим нормативным документам” — так сказано в федеральном Законе о БДД. Но, несмотря на то что и ГИБДД, а позже и суду были представлены фотографии заглубленного люка, замеры, доказывающие, что дорожное полотно не соответствовало требованиям ГОСТа, решение оказалось не в пользу владелицы Mitsubishi Colt. Родственники погибшей провели эксперимент, доказавший, что у водительницы даже при скорости 50 км/ч не было технической возможности предотвратить попадание авто в яму (заметен этот дорожный дефект лишь на расстоянии 10 метров!), но суд отказался принять к сведению эти доводы. Просьба обвиняемой стороны провести независимую техническую экспертизу и следствием, и судом была отклонена без объяснения причин.

Впрочем, в любой другой цивилизованной стране мира проводить подобные экспертизы и доказывать, что в катастрофе виновны дорожники, даже не пришлось бы. Судите сами: еще в 1993 году российское правительство издало Постановление №1090, обязывающее должностных лиц, ответственных за состояние дорог, “принимать меры к информированию участников движения о безопасных условиях движения (говоря по-русски — выставлять соответствующие знаки), а также в случае необходимости запрещать или полностью ограничивать движение на опасном участке”. Исходя из этого, следует, что, признай гаишники виновниками ДТП дорожные службы, то они, не желая того сами, признались бы в собственном разгильдяйстве, ибо следить за состоянием проезжей части, а также информировать о недостатках дорожников должна как раз Госавтоинспекция.

Но более всего непонятна позиция суда: при явной невиновности водительницы Mitsubishi служители Фемиды упорно продолжают делать крайней именно ее (хотя справедливости ради отметим, что суд узрел вину дорожных служб в “объеме”… 10 процентов!).

Что характерно: до ДТП с участием Mitsubishi, “МАЗа”, Toyota и “девятки” на этом же самом месте уже случались аварии. К счастью, не столь серьезные. Неужели для того, чтобы чиновники привели дорогу в порядок, необходимо было кому-то погибнуть?! Возмутительно и то, что начальник Ярославской ГИБДД направил в мэрию письмо с просьбой о проведении ремонта данного колодца аж 19 июля 2005 года, то есть через 20 дней после страшной аварии. Хотя написать такую бумагу гаишники должны были незамедлительно, в тот же день!

А вот финальный аккорд. Дзержинский районный суд Ярославля обязал родителей погибшей владелицы Mitsubishi (законных наследников) возместить все расходы, связанные с восстановлением участвовавших в ДТП автомобилей, а это около миллиона рублей! Также райсуд сделал все для того, чтобы ответчики не могли надлежащим образом обжаловать вердикт: решение было изготовлено в окончательной форме 9 июня 2006 года, а выдано на руки лишь 16 июня, в пятницу вечером. Почему так поступил судья — сказать не возьмемся. Но знаем точно, что чем дальше от Москвы, тем больше суды похожи на судилище.

— Сначала по вине одних чиновников, оставивших дырку в дороге, я потерял дочь и внучку, а теперь по вине других чиновников меня с женой хотят по миру пустить, — со слезами на глазах рассказывает Вячеслав Невельский, отец погибшей владелицы Mitsubishi. — В своей собственной стране я ощущаю себя изгоем, и это очень больно...




Партнеры