Итоги на букву G

Саммит “Джи Эйт”: триумф пиара и упущенные шансы

“Некоторые из этих парней говорят слишком долго. Пора ехать домой. У меня есть чем заняться!” — так Джордж Буш охарактеризовал питерский саммит G8 в своей случайно подслушанной журналистами беседе с Тони Блэром. Американский президент знаменит своим умением говорить невпопад. Но в данном случае он, похоже, попал в точку.

Питерский саммит стал грандиозным пиаровским триумфом для Кремля и лично для Владимира Путина. Это с изумлением признали даже журналисты из самых антикремлевских западных СМИ. Никто не отрицает, что ВВП доминировал на саммите. Например, стоящая даже не на антипутинских, а на антироссийских позициях британская “Дэйли Телеграф” с неприкрытым удивлением написала, что Путин-то, оказывается, вовсе не серая и скучная фигура, а мастер публичной политики: “Как бы Путин ни унижал своих коллег — государственных деятелей, ему все сходило с рук!”.

После этого западные журналюги погрузились в долгие раздумья, почему именно ВВП стал признанной звездой саммита. То ли это произошло из-за того, что одна часть путинских коллег приближается к моменту окончания их политических карьер, а другая, напротив, новички. То ли свою роль сыграло внезапное начало войны на Ближнем Востоке, заставившее лидеров G8 забыть о первоначальной повестке дня.

До начала действа в Питере многие ожидали, что оно превратится в публичную порку Кремля за его действия “против российской демократии”. Но ничего подобного не случилось. По-настоящему вставить ВВП шпильку удалось лишь британской стороне — да и то не самому Блэру, а его жене Шерри. Супруга главы британского правительства известна как один из самых высокооплачиваемых и агрессивных адвокатов страны. Иногда она даже воюет в местных судах против правительства своего муженька. Теперь она готова скрестить шпаги и с юристами Владимира Путина. В один из дней саммита в Питере Шерри Блэр сбежала от своих официальных гидов и предложила свои услуги адвоката представителям российских неправительственных организаций. В частности, г-жа Блэр готова оспорить в Страсбургском суде наш новый закон о некоммерческих организациях.

Впрочем, даже этот эпизод в путинской администрации сумели обратить в свою пользу. Согласно заявлению представителя кремлевской службы, тот факт, что Шерри Блэр сумела найти представителей оппозиционных общественных организаций — это яркое свидетельство того, что в России существует гражданское общество.

Но это все пиаровские финты. А может ли саммит похвастаться конкретными политическими достижениями, способными оправдать многомиллионные вложения в его организацию? На самом деле это довольно сложный философский вопрос. Когда лидеры ведущих мировых держав впервые начали встречаться в 70-х годах, они первоначально обсуждали действительно серьезные вопросы. Арабские нефтяные магнаты тогда периодически брали Запад за горло с помощью угрозы нефтяного эмбарго. И лидеры “шестерки”, а затем и “семерки” на своих саммитах формулировали общий ответ арабам. Но затем саммиты самого элитного мирового клуба выродились в чисто пиаровские и церемониальные мероприятия. Если следовать этой логике, то питерское действо провалом считать нельзя.

Но в подобной точке зрения присутствует немалый элемент лукавства. В политике крайне важен символизм. В теории питерский саммит имел все шансы стать событием поистине исторического масштаба. Впервые лидеры ведущих стран мира устроили свое заседание на российской территории. Когда через 8 лет мировые лидеры, дай бог, вновь приедут в Россию, это будет уже не то. Одним словом, Россия в последние дни по-настоящему находилась в центре внимания всего мира. Это случается не просто редко, а крайне редко. Кремль мог бы использовать этот шанс для каких-либо по-настоящему важных заявлений. Например, о нашем видении миропорядка и места России в этой системе. Вместо этого на саммите пережевывалась словесная жвачка по поводу “энергетической безопасности” и прочих малопонятных широкой публике тем.

Еще один важный момент. Российские оппозиционеры, твердившие, что наша страна недостойна принимать саммит G8, конечно, не правы. Внутриполитическая борьба — это одно, а международные позиции государства — совсем другое. Но в процессе подготовки саммита, по крайней мере в двух отношениях, Россия показала, что она еще не готова играть по правилам, принятым во всех остальных странах “восьмерки”. Аэропорт второго по значению города страны был закрыт для простой публики на несколько дней. На Западе что-то подобное абсолютно немыслимо. Когда прилеты самолета американского президента в нью-йоркский аэропорт им. Кеннеди стали создавать неудобства для обыкновенных авиапассажиров, в схватке победили именно последние. Президентским пилотам пришлось подыскать себе другое место для посадок.

Малоприличными были и некоторые способы, с помощью которых обеспечивалась безопасность на саммите. Это, конечно, замечательно, что в отличие от Запада встреча лидеров G8 не сопровождалась массовыми побоищами. Но проводимые с откровенными нарушениями закона задержания потенциальных смутьянов недостойны страны, которая называется демократической.

Итак, саммит с его почти карнавальной атмосферой закончился. Начались серые будни. Отныне Кремлю не удастся ограничиться достижениями в полувиртуальном мире пиара. Сейчас требуется что-то более осязаемое.

ПО СЛЕДАМ НЕДАВНИХ САММИТОВ

Место и время проведения

Июль 2006 г., Санкт-Петербург (Россия)

Заявленные темы

— Энергетическая безопасность, борьба со СПИДом, международная поддержка образования.

Результаты

— “Незапланированная” война на Ближнем Востоке внесла в список обсуждаемых на саммите проблем новую тему. Возникли несостыковки между США, Францией и Россией в подходе к заявлению о событиях на Ближнем Востоке. Россия отказалась от ратификации Энергетической хартии, на чем настаивали европейские представители, при этом Москве пришлось согласиться на частичную либерализацию энергетического сектора (в частности, открыть его для иностранных инвесторов). Вопрос о вступлении России в ВТО не решен.


Место и время проведения

Июль 2005 г., Глениглс (Шотландия, Великобритания)

Заявленные темы

— Глобальное изменение климата, экономическое развитие Африки, а также антитеррор и реформы на Ближнем Востоке.

Результаты

— На второй день саммита в Лондоне произошла серия кровавых терактов на транспорте. Достигнута договоренность о выделении $50 млрд. в помощь странам Африки, достигнут компромисс о списании долгов. Выделено $3 млрд. Палестинской автономии на строительство инфраструктуры. Не было достигнуто соглашения по вопросу о глобальном потеплении — из-за оппозиции США.


Место и время проведения

Июнь 2004 г., Си-Айленд (Джорджия, США)

Заявленные темы

— Ситуация на Ближнем Востоке (в частности, в Ираке), помощь странам Африки.

Результаты

— Достигнута договоренность о продлении на два года программы облегчения долгового бремени 27 беднейших стран мира, но стороны не достигли соглашения по предложению Великобритании отменить все долги этих стран международным финансовым организациям. Не было достигнуто полного единодушия в предложенном США вопросе списания иракских долгов. Не было достигнуто соглашения об участии НАТО в операции в Ираке. Принято заявление по израильско-палестинскому конфликту с призывом к “квартету” международных посредников не позднее чем через месяц провести в регионе встречу для придания нового импульса зашедшему в тупик процессу урегулирования.


Место и время проведения

Июнь 2003 г., Эвиан (Франция)

Заявленные темы

— Оружие массового поражения, ближневосточный процесс, восстановление Ирака, северокорейская ядерная программа, помощь странам третьего мира.

Результаты

— Достигнута договоренность о создании специальной группы “восьмерки” по борьбе с терроризмом. G8 призвала КНДР прекратить работу над любыми программами по изготовлению ядерного оружия, а Иран — воздержаться от их начала. Россия объявила о намерении временно приостановить экспорт ядерного топлива в Иран. Не удалось преодолеть разногласия между США и Европой (прежде всего Францией) по иракскому вопросу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру