Политики, как известно, любят писать мемуары. Одни это делают после отставки, другие торопятся поделиться сокровенным без отрыва от государственных забот. Что касается Юрия Лужкова, то в своей новой книге “Тайна Гостиного Двора” он отдал дань ностальгии лишь в нескольких рассказах. Между тем именно столичного мэра можно с полным правом считать одним из наиболее серьезных авторов нашей мемуаристики.
Мемуары мемуарам рознь. Можно упиваться описанием подковерных интриг и задним числом сводить счеты с более удачливыми конкурентами. А можно иначе — разобраться в собственном опыте, проанализировать биографию своих решений и, основываясь на понимании дня сегодняшнего, смело и заинтересованно “распечатать” ближайшее будущее. Именно такие мемуары, не имеющие ничего общего ни с демонстрацией собственной роли в мировой цивилизации, ни с хулой вслед ушедшему поезду, для вдумчивого читателя куда ценнее.
Юрий Лужков — автор серии разноплановых книг, охватывающих целый спектр современных тем — от государственного переустройства до глобальной геополитической футурологии. Книг серьезных, не камуфляжно, а подлинно аналитических, а потому не относимых к массовому легкому чтиву. Они — форма поддержания диалога специалиста со специалистами, зачастую приглашение к острому спору, в котором должна если не рождаться, то как минимум вырисовываться истина.
Другое дело — газетные статьи. Небольшой формат, тема быстротекущего дня, реактивный прямой диалог с пока еще массовой аудиторией периодики, мгновенная, что называется, с колес реакция оппонентов и сторонников. Все предельно спрессованно, ведь принято считать, что газета живет один день. И читателю понятно, что если политик такого калибра, как Лужков, откладывает в сторону немалую груду дел, чтобы выступить в роли “рабкора”, значит, проблема действительно жжет и ее уже не замолчать.
В этом суть многих газетных выступлений Юрия Михайловича — сказать то, что другие пока предпочитают держать в уме; снять табу с неудобных или опасных тем; если угодно, просто “расколдовать” те социальные и экономические процессы, что безнадежно застряли в наших тупиках. Тема, поднятая и развитая фигурой такого масштаба, как московский мэр, начинает играть роль катализатора и для последующих дискуссий, и для государственных решений.
Однако проблема в том, что газетная аудитория нынешней России до невозможности расслоена. Прошли те времена, когда почтовые ящики ломились от периодики, а миллионный тираж был для издания чем-то вроде аттестата профессиональной зрелости. Сегодня же статья, появившаяся, например, в “Известиях”, остается неизвестной читателям “Труда”. Подписчики “Комсомолки” лишь по отзывам и рецензиям узнают о политическом эссе мэра, увидевшем свет в “Российской газете”.
Так вот, только что вышедшая в издательстве “Олма Медиа Групп” книга “Тайна Гостиного Двора”, которая включает статьи и очерки Ю.Лужкова, опубликованные в последние годы в центральной и московской периодике, как раз призвана преодолеть синдром сужения информационного поля, предоставляя возможность познакомиться с публицистикой мэра столицы во всей полноте.
Примечательно, что книга позволяет оценить эволюцию взглядов самого столичного градоначальника, а это всегда полезно. Ибо, как гласит мексиканская пословица, не меняются только глупцы и камни. А московского мэра, прошедшего тернистый путь политика и хозяйственника, испытавшего немало разочарований, равно как и радостей побед, даже его противники никогда не причисляли к персонам “застойного типа”, к сторонникам движения по накатанной колее, а то и по кругу. Характер не тот. Юрий Михайлович сроду не отказывался от изучения нового, нестандартного, необычного, да и сам внес немалый инновационный вклад в различные сферы нашей жизни.
Оттого и свой город Лужков считает живым организмом, забальзамировать который, остановить в росте — значит просто убить. В этом основное противоречие мэра с “ревнителями старины”, а по сути — идеологами бездействия перед лицом неумолимого времени. Именно электротоком преобразований заряжено большинство статей мэра: пишет ли он о примитивном бухгалтерском подходе к управлению государства, когда за тактическими уловками теряется стратегия совершенствования, или о маневрах вокруг назревших реформ, когда забалтываются вещи вполне понятные и необходимые.
Неудивительно, что многие статьи Лужкова становились предметом анализа и критики. Причем некоторые оппоненты, известные своим саркастическим подходом к чужим трудам, лихо пользовались ограниченностью круга читателей отдельно взятого издания и во всеуслышание приписывали мэру то, о чем он и не помышлял. К примеру, до сих пор то тут, то там заводят речь о лужковских статьях относительно перспектив развития Интернета, необходимости его введения в правовое поле, защиты интересов как провайдеров и пользователей, так и государства. Казалось бы, проблема давно не только назрела, но и перезрела. Однако заинтересованные лица продолжают поминать публикации двухлетней давности, дабы лишний раз обвинить мэра в намерении ущемить свободу электронного слова.
Так что книга “Тайна Гостиного Двора”, собравшая, пожалуй, самые резонансные печатные выступления Ю.Лужкова и играющая роль еще и справочника, позволяет, что называется, припасть к первоисточнику и разом положить конец любым спекуляциям. Книга получилась весьма своевременная еще и в том смысле, что сейчас (впрочем, как и раньше) нет-нет да и закрутится вокруг фигуры столичного мэра вихрь разных домыслов и псевдопрогнозов.
Недавно группа американских конгрессменов обратилась с письмом к президенту В.Путину с требованием наказать Юрия Михайловича за категорический отказ разрешить проведение в Москве гей-парада. Казалось бы, комичная ситуация — наследники пуританской Америки поднялись на защиту голубых с розовыми. Но истинная подоплека скандала в том, что Ю.Лужков за океаном воспринимается как носитель жестких и последовательных моральных принципов, во многом не совместимых с глобализацией по–американски, концепция которой предусматривает абсолютную идеологическую конвергенцию в стиле “made in USA”.
Хорошо известного по ту сторону Атлантики московского мэра — с его защитой национальных ценностей и государственного суверенитета, с его поддержкой инновационной экономики и противодействием таким поспешным решениям, как, например, вступление России в ВТО любой ценой и на любых условиях, — считают крайне неудобной персоной, мешающей успешной реализации американских схем в международных отношениях.
Недовольство “дядей сэмов” — это еще и отражение того непреложного факта, что за позицией Лужкова внимательно следят. Следят и анализируют его устные и печатные выступления, прекрасно сознавая степень их воздействия на российские умы. И уж если ретивые защитники демократии требуют наказать неуступчивого мэра за инакомыслие в щекотливой сфере глубоко личной ориентации — значит накопилось.
Конечно же, дело не в розыгрыше гей-карты. Куда серьезнее иностранных оппонентов взволновала недавно напечатанная в газете и теперь публикуемая в книге программная статья “Мы и Запад”. Опус, который не просто еще раз расставил акценты современной глобальной российской политики, подчеркнув ее ставку на полный государственный суверенитет при отсутствии конфронтации как с отдельными державами, так и с блоками, но и, что особенно важно, подтвердил единство реального политического класса России в отношении фундаментальных позиций национальной стратегии. Причем подтвердил накануне петербургского саммита “Большой восьмерки”, дав понять, что западные партнеры-доброхоты, с микроскопом разыскивающие “истинную оппозицию”, “другую Россию”, еще не разобрались до конца в России реальной. К слову, статьи Лужкова по международной проблематике будет вдвойне интересно и поучительно перечитать как раз после дебатов восьми грандов в Стрельне.
Но глобалистика глобалистикой, а главная забота мэра — естественно, Москва. “Тайна Гостиного Двора” дает ясное представление о том, что свои печатные выступления Ю.Лужков рассматривает в качестве составной части повседневной работы градоначальника, для которого очень важно взаимопонимание с москвичами, их поддержка. Именно через СМИ мэр всегда развивал то, что теперь называют интерактивной связью, а потому никогда не нуждался в проведении специальных избирательных кампаний. Зачем, если все давно разъяснено, сделано и проверено временем.
Вообще “Тайна Гостиного Двора” — впрочем, как и биография ее автора, — классически иллюстрирует краеугольный тезис Макса Веббера: “Главная черта политика — необходимость сражаться всегда и непреклонно; либо с врагами, либо с проблемами”. Юрий Лужков не ищет ни врагов, ни проблем, они находят его сами и, окружив, повиснув на руках, вынуждают сопротивляться. Энергию противостояния читатель почувствует, открыв любую страницу наугад; именно эта энергия, сплавленная из врожденного темперамента с благоприобретенной аналитичностью, поднимает книгу до уровня подлинной публицистики, в отличие от информационно-бесстрастных и иронично-созерцательных сочинений, ставших скучной приметой современного журнализма.