Дети капитана Флинта

Глава Всемирного морского бюро — “МК”: “Современные пираты стали более изощренными”

25 июля 2006 в 00:00, просмотров: 312

Коммерческий успех сиквела “Пираты Карибского моря” ($258 млн. за две недели проката в одной только Северной Америке) заставляет призадуматься: а не станет ли пиратство благодаря кино популярной профессией? Ведь флибустьеры не только не исчезли с веками, но и продолжают наводить ужас на мореходов. На днях Международное морское бюро выпустило очередной доклад, согласно которому в 2005 году было зарегистрировано 276 случаев нападений пиратов. Как, где и чем живут современные капитаны флинты? Об этом “МК” расспросил директора Международного морского бюро, малайского капитана Поттенгала МУКУНДАНА.

— Как работает Центр исследования пиратства?

— До 1992 года не было ни одного специализированного органа, собирающего информацию о нападениях на корабли, а значит, не было никого, кто мог бы обратить внимание на эту проблему. Сегодня наш центр получает информацию от капитанов кораблей, пострадавших от пиратов, а также о целях и обстоятельствах атак в момент или сразу же после их осуществления. Это действительно лучший способ получения свидетельских показаний, который существенно облегчает расследование такого рода преступлений. Как только к нам поступает информация о нападении пиратов на судно, мы сразу же передаем ее в ближайший к месту преступления орган охраны порядка, а полицейские или береговая охрана имеют возможность моментально направить свои подразделения в место, где было совершено ограбление корабля. Обладая такими сведениями, мы можем делать прогнозы и рисовать карты особо опасных мест в море, где налеты пиратов происходят практически каждый день. Точнее, каждую ночь — для пущего эффекта внезапности пираты любят орудовать ночью.

— И где можно увидеть такую карту?

— Этими картами пользуются большинство органов охраны порядка стран, страдающих от пиратства. Метод предупреждения, разработанный нами, отлично срабатывает. Даже в Индонезии, где проблема пиратства стоит особо остро. Когда люди посылают тревожный сигнал, индонезийские службы морской безопасности на основе карты уже обладают всеми необходимыми знаниями, чтобы моментально отреагировать. Также, пользуясь картами, власти Индонезии выставляют морской патруль в наиболее вероятные места появления кораблей грабителей, таким образом снижая опасность до минимума. Плюс ко всему каждые три месяца мы составляем отчет по числу налетов на суда. Эти отчеты попадают под пристальное внимание всемирных организаций, в том числе и ООН. Конечно, география опасных мест в море постоянно меняется, но мы стараемся оперативно реагировать на эти изменения.

— Расскажите о самом необычном нападении пиратов нашего времени.

— Одно из наиболее жестоких нападений было совершено в южнокитайских морях на судно “Чеунгсон” в 1999 году. Чтобы попасть на борт корабля, пираты использовали таможенный катер и переоделись в форму таможенников. Завидев их, капитан “Чеунгсона” приказал снизить скорость, подплыл к таможенному судну и позволил пиратам подняться на борт. Первым делом злодеи захватили управление кораблем, а потом жестоко убили всех 23 членов экипажа. Чтобы избавиться от трупов, они привязали к телам тяжелые предметы и выбросили тела за борт. Впрочем, и до того южнокитайские моря являлись излюбленным местом “охоты” пиратов. Там постоянно пропадали корабли и происходили ограбления. Однако это преступление власти Китая расследовали и в итоге арестовали 34 человека, включая главаря банды и начальника одного из китайских портов, с позволения которого пираты и воспользовались судном местной таможни и их формой. Все получили длительные сроки тюремного заключения, а 13 из них, включая главаря и начальника порта, были приговорены к смертной казни. Сегодня китайские воды входят в число самых безопасных в мире.

— Чем современные пираты XXI века отличаются от тех, что грабили суда во времена Христофора Колумба?

— На самом деле различий мало. В отличие от тех пиратов, которые описываются в приключенческих книгах и фильмах, где они наделены геройскими качествами, настоящие морские грабители прошлого всегда были беспощадными и жестокими. Они не испытывали никакой жалости к своим жертвам. Современные пираты остались такими же коварными и беспощадными, только стали еще более изощренными, чем раньше. Чтобы понять, какие они, нужно их видеть и видеть то, на что они способны.

— Есть ли у пиратов иерархия?

— Я могу выделить две группы пиратства: низшую и высшую. На низшем уровне орудуют простые бандиты. У них нет никакого продуманного плана операции, и они действуют по принципу “повезет — не повезет”. Их целью, как правило, становятся небольшие суда. Они падки на личные ценности, деньги и прочую мелочевку и не всегда убивают людей. Но и они тоже представляют большую угрозу, ведь во время атаки пиратов судно в течение 40 минут или более остается бесконтрольным и может напороться на рифы, попасть в водоворот или подвергнуться другим опасностям, что грозит гибелью людям на борту. Пираты более высокой ступени готовятся к нападениям с особой тщательностью, организуют серии налетов, нацеленные на угон корабля и кражу груза, который может оцениваться миллионами долларов. Бывали случаи захвата корабля с целью взятия пассажиров в заложники и удержания их до получения выкупа. Часто случается, что даже после получения пиратами требуемой суммы заложников убивали.

— А как пираты выбирают жертву?

— Пираты низшего уровня могут не использовать никаких спецсредств, а просто поджидать любой корабль, который будет проплывать мимо. У “пиратов-профессионалов” есть целая сеть информаторов, которые вычисляют маршрут движения необходимого им корабля, его груз, количество людей на борту и так далее.

— А как экипаж корабля может защитить себя в случае налета?

— Мы призываем людей быть сверхбдительными, когда их корабль входит в так называемую зону повышенной опасности. Если они обнаружат пиратское судно задолго до того, как оно подойдет на опасное расстояние к их кораблю, у экипажа будет достаточно времени, чтобы изменить курс и скрыться. Мы также советуем использовать горючее вещество, чтобы в случае приближения пиратской лодки вылить его за борт и поджечь, тем самым лишив пиратов возможности проникнуть на корабль. Помимо этого мы предлагаем установить на судно противоугонный радиомаяк, чтобы в случае нападения экстренные службы могли определить местонахождение корабля. Однако членам экипажа не следует использовать и держать на борту оружие, ведь оно может быть использовано против команды.

— А как пиратские суда можно отличить от обычных кораблей?

— Теперь их стало намного сложнее идентифицировать — никто не крепит на мачту флаг с черепом и костями. Пираты передвигаются на ничем не приметных катерах, которые мы привыкли видеть в море каждый день. Однако есть ряд особенностей, по которым вы можете понять, что от той или иной лодки лучше держаться подальше. Например, если без всякой видимой причины она пытается подойти на близкое расстояние к вашему судну, стоит не теряя времени постараться уйти от подозрительного объекта. Если вы заметили, что члены экипажа лодки вооружены, следует немедленно спасаться: это точно пираты.

— Какое самое опасное на земле место для мореходов?

— На первом месте по числу преступлений, совершенных в море, стоит Малаккский залив близ Сомали. Cомалийские пираты получают поддержку местных властей. Кроме того, в число самых опасных зон входят индонезийские воды, а также воды Мьянмы, Бангладеш, Нигерии и Филиппин. Намеренно государства, конечно, не сотрудничают с пиратами. Однако те пираты, которые действуют на профессиональном уровне, могут иметь какие-то завязки с представителями государственных структур. Легче всего завербовать тех людей, которые находятся в неблагоприятной экономической ситуации, — они зачастую поставляют пиратам ту или иную информацию.

— У пиратства есть национальность?

— Все зависит от места обитания пиратов. Если учесть, что большинство морских преступлений происходит в водах Азии, то можно сказать, что у современного пирата азиатское лицо.


НЕСКОЛЬКО ВЫЛАЗОК ПИРАТОВ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

1 июля Порт Дуала, Камерун.

Трое вооруженных грабителей взобрались на борт сухогруза, пригрозив сторожу ножом, забрали несколько мешков с корабельной провизией и скрылись.

4 июля Причал Тексако, Гайана.

Пират проник на танкер, который вот-вот должен был уйти в море. Воспользовавшись общей суматохой, грабитель украл несколько единиц корабельного оборудования и скрылся на маленькой моторной лодке, где его поджидали сообщники.

4 июля Порт Сантос, Бразилия.

Грабители пытались взобраться на борт сейнера по якорной цепи, однако команда подняла тревогу и сбросила их в море. Нападавшие скрылись.





Партнеры