Художественные приколы этого лета

"МК" составил рейтинг приколов

26 июля 2006 в 00:00, просмотров: 348

Лето в разгаре, художественная жизнь затухает. Но даже в этом полусонном выставочном пространстве корреспондентам “МК” удалось выискать неожиданности. В результате получился своеобразный рейтинг приколов.

САМЫЙ ШЕДЕВРАЛЬНЫЙ

Художники Марина Белова и Алексей Политов с размахом отметили 400-летие великого голландского живописца Рембрандта. В “Проекте FAБRИКА” они сделали выставку “Pro Явление”, на которой работы гения превратились в... комиксы из пенокартона и световых эффектов. Шедевральные полотна художника вроде “Возвращения блудного сына” и “Похищения Ганимеда” вырезали из цельного куска черного картона. Помещенные под прозрачное полотно и подсвеченные двигающимися лампами, они были похожи на своеобразный театр теней. Картины буквально оживали на глазах: мать гладит вернувшегося сына по спине, глаз птицы, похищающей Ганимеда, наливается алой кровью, а знаменитый автопортрет Рембрандта то хмурится, то улыбается, глядя на все происходящее. На идею авторов натолкнул, как это ни странно, фильм “Ночной дозор”. Как известно, у Рембрандта есть картина с одноименным названием. Неосведомленного посетителя может сильно возмутить этот факт — это же плагиат чистой воды! К счастью, в защиту знаменитого голландца говорит возраст самой картины, которой уже около четырех столетий. В итоге, попав на выставку, зритель испытывал сразу два культурных шока: в России помнят о дне рождения Рембрандта, а “Ночной дозор” — прежде всего легендарное полотно, а не нашумевший блокбастер.

САМЫЙ ФАНАТСКИЙ

Любителям рок-музыки и ностальгирующим по шестидесятым и семидесятым была посвящена выставка “Жизнь и смерть винила”, прошедшая в центре современного искусства “Марс”. Объектами восхищения стали не традиционные картины и скульптуры, а простые предметы. Правда, не такие уж они и простые. Каждый из них связан с историей мировой поп-музыки. Так, например, настоящим кладом для битломанов станет афиша первого концерта Ринго Старра в составе “Битлз”. “Реальные” хип-хоперы по достоинству оценят запчасть от BMW с места убийства Тупака Шакура. А те, кто уже давно мечтает увидеть Мадонну в Москве, могут начать с малого — с бретельки от ее бюстгальтера времен альбома Like a Virgin. В любом случае каждый фан здесь мог найти что-то для себя.

САМЫЙ ПОРНОГРАФИЧЕСКИЙ

При упоминании слова “картина” на ум сразу приходит несколько составляющих: холст, краски, руки художника и кисти. Рисунки Софьи Глушковой с выставки Love Songs в галерее Paperworks на первый взгляд ничем не отличаются от обычных автопортретов акварелью, если бы не одно “но”. Художница призналась сразу: картины нарисованы не с помощью привычных кистей, а с помощью... известного мужского органа. В доказательство того, что работы созданы столь экстравагантной “половой кистью”, Кирилл Преображенский — второй автор и, собственно, обладатель инструмента, тут же демонстрирует процесс. Слава богу, на видео. Помимо этих пикантных кадров видеофильм отражает всю трудоемкость фаллического письма и необходимость тотальной концентрации как со стороны художницы, так и со стороны владельца “кисти”.

САМЫЙ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

Весьма любвеобильный объект был обнаружен на международной выставке молодых художников “Мастерская 06” в Московском музее современного искусства. Картонный макет миловидной девушки с помощью всего лишь одного нажатия красной кнопки избавлял от недостатка любви и внимания. На извечный вопрос “ты меня любишь?” улыбающаяся “картонка” с готовностью отвечала “люблю”. Причем этот мультимедийный объект, как обозвала его автор Хелена Лаунканен, позволял насладиться всей прелестью момента бесконечное количество раз. Сама по себе идея не нова: похожую звуковую инсталляцию уже делал Андрей Бартенев. Ее оформление было достаточно незатейливым: цепь динамиков подключалась к микрофону. В этот микрофон каждый желающий мог сказать все что угодно: от политического лозунга до неизменного признания в любви, которые эхом множились в пространстве. Но, несмотря на то что все это уже когда-то было, черно-белая “девушка” пользовалась большим спросом среди посетителей. Ведь слышать “я тебя люблю” всегда приятно.

САМЫЙ БУНТАРСКИЙ

В той же “Мастерской 06” можно было прочувствовать всю мощь молодежного протеста. Громоздкий экспонат “Стоунхендж” вместил в себя целый ряд образов, относящихся к вечному противостоянию народа и власти. Уменьшенный аналог знаменитого Стоунхенджа сделан из кожаных мешков с песком, исписанных разноцветными граффити. Присмотришься — и понимаешь, что это не просто мешки, а пальцы рук, покрытые многочисленными татуировками. Судя по сопроводительной табличке, татуировки — это символ власти и контроля над человеком. Хотя, честно говоря, догадаться об этом без вышеуказанной таблички достаточно проблематично.

САМЫЙ ПРОЛЕТАРСКИЙ

“Уважаемая корпорация “Кока-Кола”! Прошу вас принять в дар книгу Владимира Ильича Ленина для вашей корпоративной библиотеки” — примерно такими словами Евгений Фикс поставил в тупик около 100 крупнейших западных компаний. Книга “Империализм как высшая стадия капитализма” с прилагавшимся письмом была разослана в известные корпорации: “Майкрософт”, “Макдоналдс”, “Ксерокс”... Этот благотворительный жест был по достоинству оценен далеко не всеми. Сейчас известна судьба только нескольких книг — 14 были приняты библиотеками с благодарностью, а 17 возвращены обратно по самым разным причинам. Кто-то оправдывал возврат банальным отсутствием корпоративной библиотеки, кто-то вернул фундаментальный труд, ссылаясь на политику компании. Некоторые представители компаний в качестве отговорки написали, что их библиотека узкопрофильная и данный литературный шедевр в нее не вписывается. Из увлекательных ответов испытуемых автор проекта сделал выставку “Ленин — почтой” на “Форуме художественных инициатив” в Новом Манеже. Как он сам признался, в основе эксперимента лежит элементарное любопытство. Таким интерактивным образом Евгений решил узнать отношение Запада к нашему коммунистическому наследию. И, судя по результатам, в топ любимых писателей за границей Владимир Ильич пока не входит.




Партнеры