Снежный ком посредине лета

Гурченко привезла литовцев в Россию

28 июля 2006 в 00:00, просмотров: 270

Когда вся театральная Москва на гастролях, на курортах или плавится от жары, а в храмах Мельпомены наступило время тишины, на сцену Театра им. Маяковского скатился снежный ком. Снег — сценический атрибут к легендарному спектаклю Римаса Туминаса “Маскарад”. Именно с него начались первые московские гастроли Государственного Малого театра Вильнюса. Лед и пламя в “Маяковке” соединила Людмила Гурченко и ее Музыкально-театральный центр.


Таких масштабных гастролей литовского театра не было 25 лет. Спектакли Малого театра Вильнюса на западе объездили полмира, везде приняты на ура. Интересен парадокс: на Западе режиссер Туминас (ученик Эфроса) популярен как пропагандист русской классики. Но только “Маскарад” Лермонтова известен столичному зрителю (в 1998-м был отмечен “Золотой маской”). Тогда Москве запомнилась толпа ряженых, катающих снежные шары (метафоричные подозрения Арбенина) среди пустых постаментов под лирические композиции Фаустуса Латенаса и зажигательную кавказскую лезгинку. В рамках гастролей-2006 театр Туминаса, созданный как “театр без авторитетов”, привез в Россию свою первую постановку — “Вишневый сад”, которая в этом году отмечает 16-летие. Версия чеховского сада в литовской интерпретации, похожая на старый дом со скрипучими половицами и дырой в потолке, не теряет своей актуальности и сегодня. Нежные деревца заменяют дорожные кофры, шляпные коробки и… ряд стульев. Лопахин (Сигитас Рачкис) угрожающе почесывает топором свой лысый череп, а Раневская (Эгле Габренайте) в траурном облачении, словно пиковая дама, таит демоническую сущность. Чем не намек на международный терроризм и мировой бум на антиквариат? Впрочем, метафоры Туминаса гораздо глубже и тоньше, актерский ансамбль в мрачновато-фарсовом ритме наполняет сцену, как текучие часы Дали. Траектория движения весьма условна: драма перетекает в водевиль, трагедия — в комедию. В финале зал аплодирует стоя.

— Это нам только кажется, что с течением лет мы что-то накапливаем, а на самом деле что-то теряем. “Вишневый сад” учил нас неизбежности: отдавать, терять, отказываться. В этом мудрость театра, — считает Туминас.

Тема ускользающего времени продолжается спектаклем “В ожидании Годо” по Самуэлю Беккету. А сегодня — остроумное театральное путешествие из Литвы в Африку, вернее, на африканский остров, через ироничный взгляд литовцев на самих себя и историю государства литовского. “Мадагаскар” — так называется премьера прошлого сезона в стиле “новая драма” по пьесе молодого драматурга Марюса Ивашкявичуса. И, наконец, 29 июля — самая свежая — майская премьера “Трех сестер”, где чеховские героини появятся в образе… уморительных клоунесс. Зрителю — не до шуток. “Сотня за программку! Это самая дорогая программка в моей жизни, — вздыхает публика в фойе. — Но мы не настолько богаты, чтобы позволять себе дешевые вещи и постановки”.




Партнеры