Самолеты заразились птичьей болезнью

Пернатые твари все чаще атакуют воздушные суда

В последнее время в нашей авиации произошло несколько аварий, в которых виновными оказались птицы. В прошлый четверг на взлете разбился “Миг-29”, принадлежащий знаменитой пилотажной группе “Стрижи”. Лишь мастерство летчиков, сумевших моментально катапультироваться с высоты в 50 метров, спасло им жизнь. 10 июля также из-за птиц чуть было не погиб главком ВМФ Владимир Масорин, когда самолет, на котором он летел, столкнулся с птичьей стаей. Можно ли считать виновными в этих случайностях кого-то, кроме “божьих тварей”?


В авиации — и гражданской и военной — есть орнитологическая служба, которая входит в состав метеослужбы. Ее главная забота — птицы, которые доставляют массу неприятностей летчикам, особенно при взлете и посадке, когда попадают в работающий двигатель и разбивают его лопатки. Правда, рассказывают орнитологи, в последние годы, когда военные летали мало, случалось, что птицы устраивали гнезда прямо в истребителях, застывших без движения на стоянках. А потому орнитологам приходилось нещадно бороться с пернатыми, даже когда нет вылетов.

Самые гуманные способы борьбы — это чучела. Расставленные в огромном количестве рядом со взлетными полосами, они своим разнообразием обычно сильно удивляют всякого гражданского человека, попавшего на военный аэродром. Солдаты, которые занимаются их изготовлением, проявляют максимум творческой фантазии. Чучела из соломы и мешковины, выполненные в виде монстров, лесных зверей и даже нелюбимых командиров и размалеванных девиц, украшают все военные аэродромы. Причем орнитологи строго следят за тем, чтобы их периодически обновляли, так как пернатые постепенно к ним привыкают и перестают бояться.

Особенно одолевают военных вороны. Они довольно большие, поэтому особенно опасны для самолетов. С ними часто борются методами, которые не понравились бы “Гринпису”: отстреливают несколько штук и развешивают их трупы на палках в местах особых скоплений их сородичей. Вороны — птицы умные, хорошо понимают эту угрозу и улетают.

Еще орнитологи делают магнитофонные записи с тревожными звуками испуганной стаи, выстрелами и криками хищников, например соколов. Когда птицы особенно одолевают — это происходит весной, во время брачного периода, и ближе к осени, когда они сбиваются в стаи, — дежурный по аэродрому берет обычную ракетницу, ходит по полю и просто постреливает в воздух, разгоняя стаи.

Гражданские аэродромы используют более сложные системы для отпугивания: ультразвуковые, световые и даже лазерные.

Так что, если самолет бьется из-за птиц, на земле есть кому за это ответить…


СПРАВКА "МК"

Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует порядка 5400 столкновений самолетов с птицами. ВВС США за последние 20 лет зафиксировали 62,5 тысячи случаев столкновения самолетов и птиц.


СТОЛКНОВЕНИЯ САМОЛЕТОВ С ПТИЦАМИ

2 октября 2004 г. — в Казахстане авиалайнер “Боинг-757-200” после вылета из аэропорта города Атырау совершил вынужденную посадку из-за столкновения со стаей чаек.

15 октября 2004 г. — в аэропорту Дортмунда из-за столкновения с птицей совершил вынужденную посадку пассажирский самолет-аэробус.

21 октября 2004 г. — в Великобритании после столкновения с птицей совершил вынужденную посадку самолет “Боинг-737”.

8 января 2005 г. — в Уганде в результате столкновения со стаей птиц разбился самолет “Ан-12” частной авиакомпании с российским экипажем.

3 мая 2005 г. — в Иркутске из-за столкновения с птицей совершил вынужденную посадку самолет “Ту-154”.

29 августа 2005 г. — самолет министра обороны ФРГ из-за повреждения турбины в результате столкновения с птицей совершил вынужденную посадку в Узбекистане.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру