Пифагор сойдет с ума,

если придет поступать в московский вуз

Страшно. Обидно. Больно. Кажется, что жизнь кончилась... “Как ты мог ошибиться в логарифмах?! Мы же их проходили совсем недавно!” — упрекнет при встрече школьный учитель. “Сам попробуй поступи...” — наверняка ответит (конечно, в мыслях) горе-абитуриент.

Ребята, провалившие экзамены или недобравшие баллов в вузы! Мы решили отомстить за ваши слезы. “МК” провел эксперимент: трех школьных учителей математики мы заставили решать вступительные задания.

Как говорят в спецслужбах, оперативным путем были добыты варианты. Те, что не публикуются в справочниках для абитуриентов. То есть всамделишные инструменты инквизиции. Набор, надо сказать, получился у нас весьма термоядерный: МГЛУ и РУДН для затравки, МФТИ, Академия ФСБ, Бауманка, финакадемия и Высшая школа экономики на десерт.

В летней Москве нашли трех учителей математики. Во время учебного года мужиков-педагогов днем с огнем не сыщешь (в московских школах всего 15% учителей мужского пола), а тут сразу три. Пока их коллеги отдыхают в законном 56-дневном (!) отпуске, эти трудятся в поте лица. Андрей Викторович Семенов преподает математику в Центре образования №218, Александр Захариевич Гурвиц — в школе №244, а Илья Евгеньевич Феоктистов — в школе №1741. С этими матсилами и решили “поступать”.

Явно робея, учителя вошли в импровизированную аудиторию (комнату планерок “МК”). На столах, согласно вузовским правилам, лежали только чистые листы бумаги. “Абитуриентам” было предложено тянуть билетики. После беглого ознакомления с задачками послышались жалобные голоса: “А калькулятор разрешаете?”. Правила в разных вузах свои — мы разрешили.

— Я вообще отказываюсь понимать это задание, — вдруг запротестовал Гурвиц.

— Ну, у вас ведь два часа, Александр Захариевич! Не расстраивайтесь так, — подначивал Семенов коллегу.

За эти два часа они провели десятки сложных математических операций. Выделение целой части, исследование и построение графика сложной дробно-рациональной функции, разложение на множители… “А вот это просто гадость, — бормотали педагоги себе под нос, — это они очень многого хотят”. Разговаривающих абитуриентов уже давно удалили бы с экзамена. Тем более недовольных работой составителей заданий. Мы терпели.

— Я не сдам такой тест! — начал паниковать один из учителей. — Я не нашел правильного ответа из всех предложенных в тесте! Не понимаю, что они хотят. Это издевательство!

В конце концов, нарушив чистоту эксперимента, учителя стали хором обсуждать задание. Они долго не могли поверить, что такое бывает на экзаменах в вуз. Пытаясь найти ответ, математики не знали, что им делать: то ли плакать, то ли смеяться.

“Выбрать наиболее полное и точное определение следующих математических понятий, отражающее их смысл:

а) Алгебра:

1) раздел математики, посвященный исследованию свойств функций;

2) теория чисел;

3) наука о тождественных преобразованиях выражений;

4) часть математики, посвященная изучению алгебраических операций;

5) математический аппарат для выполнения вычислений.”

С одной стороны, задание кажется простым. С другой — правильного ответа среди предложенных найти невозможно. Его просто нет. А тот, который вуз считает правильным, надо знать заранее.

Чтобы не навлекать позор на учительские головы и не расшатывать авторитеты, афишировать успехи и неудачи каждого из учителей считаем не обязательным. Однако не скроем: два-три задания среди всех вузовских вариантов в рамках отведенного времени оказались школьным преподавателям не по зубам. Они долго мучились, спорили, морщили лбы, утирали пот.

Всем троим было приятно сознавать, что их судьба от импровизированного экзамена в “МК” не зависит. Абитуриентам, конечно, психологически тяжелее. Однако если экзамен идет по-честному, то сдавать не страшно, считают школьные педагоги.

Но честно ли играют вузы?

В каждом вузе — своя математика

— В ситуации конкурса вуз в меньшей степени желает проверить знания абитуриентов, — огорошил “МК” один вузовский профессор, пожелавший остаться неизвестным. — Главная цель — отсев. Первый экзамен просто убирает поток, ведь всех поступающих принять в один вуз не получится. На математике это сделать проще всего.

Вузы поступают в этом случае по-разному: одни усложняют задания, другие допускают некорректные формулировки. Времени абитуриентам почти всегда дается ровно столько, чтобы не успеть.

— Я как-то ради интереса уже пробовал выполнить задания вступительного экзамена в один вуз, — признался Семенов. — Если не прорешать такой же вариант хотя бы раз, то в предложенное время не уложишься. Я еле успел, а погорел на самом простом, по невнимательности. Устал уже...

ВЫВОД №1 Престижные вузы вынуждают абитуриентов заниматься с репетиторами, причем со своими, из данного института. По-другому не получится: не зная правил игры, в нее не сыграешь. Абитуриент должен заранее решить, куда пойдет поступать. В каждом вузе, образно говоря, своя математика.

Конечно, математику изучают все одиннадцать школьных лет, но, как говорят сами педагоги, уповать на школьных учителей не стоит. Школа выполняет госзаказ. Дает так называемый стандарт. В вузах же стандартов не признают. Школа им не указ. Вступительные задачки могут лишь отдаленно напоминать школьную программу. А тесты некоторых вузов практически не имеют отношения к тому, чему учат в школе.

ВЫВОД №2 В Министерстве образования специальная комиссия должна проверять, корректно ли, в рамках школьной программы, составлены вступительные задания в вузы. Но такой комиссии нет.

Кто и как составляет задания — остается на совести вуза. Каждый из них играет по-своему. К примеру, один признает только такой способ решения, а остальные квалифицируют его как неправильный.

— В эту комиссию Минобраза обязательно надо привлекать школьных учителей, — считает Семенов. — Каждый вуз отправлял бы на экспертизу полный комплект вариантов. Если все в порядке — задания составлены в соответствии со стандартами, — право вузу самостоятельно разрабатывать экзамены можно оставить еще, допустим, на пять лет. Потом — опять на экспертизу. Нарушителей без наказания не оставлять. Если бы какой-нибудь вуз лишили права самостоятельно составлять экзаменационные задания, тогда все намного честнее было бы.

Кстати, Единый государственный экзамен не поможет в ситуации конкурсного экзамена.

— ЕГЭ не снимает этих проблем. В каждом вузе — своя шкала пересчета баллов. Я так до конца и не понял эту “математику”, — говорит Семенов. — Вузы предъявляют очень высокие требования, хотят снять сливки.

Учите формулы “с другого бока”

— Уже в 7-м классе нужно определить, какой вуз и какие предметы будет сдавать ученик, после чего следует поступить в школу, где эти предметы изучаются углубленно, — советует учитель Феоктистов.

Из-за отсутствия вступительных стандартов российским родителям приходится рано задумываться о будущем своих детей.

— “Углубленка” дает возможность без репетитора поступать в среднестатистический технический вуз, — считает Феоктистов, работающий, кстати, в школе с углубленным изучением математики. — Для поступления в более серьезный нужны хорошие курсы и, может быть, дополнительные занятия с репетитором. Что же касается учеников, изучающих в школе общеобразовательную математику, то на каждом шагу таких абитуриентов поджидает в экзаменационном задании какой-нибудь подвох. Это связано с тем, что в школьном курсе изучается почти все, что предлагается на вступительном экзамене, но “с другого боку”. В школе для обычного ученика нет возможности одну и ту же тему на уроке “повертеть” и так и эдак. Нет времени. А на вступительном экзамене эти темы, изученные в школе, “крутят” как хотят!

ВЫВОД №3 Нужно приобрести задания вступительного экзамена в выбранный вуз за прошлые годы и прорепетировать экзамен. Весенние пробные вступительные экзамены (олимпиады) годятся скорее для учащихся математических классов — их задания существенно превышают уровень летних вступительных экзаменов. Но пренебрегать такой возможностью не следует. Нужно готовиться, участвовать, нужно уметь проигрывать, выигрывая при этом в психологическом плане.

И наконец, несколько МАЛЕНЬКИХ ХИТРОСТЕЙ ЭКЗАМЕНАТОРОВ, которые абитуриенту стоит знать заранее. Например, что…

...проверяющие могут серьезно придраться к алгоритму решения. В каждом вузе он свой. Абитуриенты должны быть в курсе. Одна упущенная строчка может дорого стоить;

...один вопрос может делится на два, т.е. требовать два ответа. Читайте и перечитывайте условия. Внимательность — прежде всего;

...особые претензии вузы предъявляют к решению геометрических задач. “Причем претензии такие, что даже мне становится тошно”, — признался один из учителей;

...если использованной абитуриентом теоремы нет в школьном учебнике, придется доказать ее прямо на экзамене.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру