МХАТ поставили под ружье

Вышел художественный альбом о Художественном театре

“Ведь не уйти нам от суда Музея…” — этими словами Немировича-Данченко назван альбом, посвященный 80-летию музея Художественного театра. Весь ХХ век России, историю которого можно изучать по истории МХАТ, — здесь, под обложкой, на черно-белых фотографиях.


МХАТ был создан в 1898 году, а музей МХАТ — в 1923-м. Музей стал этаким неумолимым свидетелем, собирателем фактов, фактищ и фактиков всей жизни театра. Идею музея МХАТ предложил еще строитель театра Шехтель за 20 лет до того, как его открыли Станиславский и Немирович-Данченко — атланты, держащие на руках небо Художественного театра. С тех пор и по сей день в музей стекаются программки, репертуары, расписания репетиций, костюмы, билеты, фотографии, документы и все, что оставило след на теле театра, чем он жил. А жил он тем же, чем и вся страна, — “советы”, война, перестройка.

Альбом открывается 20-ми годами. На фотографиях — сотрудники музея, люди прошлого века, немного чужие, загадочно-одухотворенные лица. Эскизы декораций, сцены из спектаклей, Булгаков в окружении актеров спектакля “Дни Турбиных”. Книппер-Чехова и Хмелев в “Дядюшкином сне” по Достоевскому, Качалов в “Гамлете” и в “Воскресении” Толстого, Москвин в роли Ноздрева — эти легендарные работы можно увидеть теперь только на снимках. Величественная фигура великого актера Николая Хмелева в роли Ивана Грозного — как символ иной театральной эпохи; это уже 46-й год, но старая актерская школа не убита войной. Хмелев умер на сцене, в гриме и костюме Грозного-царя.

История МХАТ справедливо разделена в альбоме на три этапа. Три черных разворота — три смерти. Станиславский — 1938 г., Немирович-Данченко — 1943 г., Ефремов — 2000 г. Между ними — актерские судьбы, за которыми ежевечерне следили тысячи глаз. Война — уникальная фотография, где мхатовцы со смущенными, наивными улыбками стоят в рядок с ружьями на занятии по строевой подготовке. Множество выступлений перед солдатами, концерты, поездки, актрисы готовят посылки на фронт. И наконец, фотография — актриса Михайловская стоит в Берлине, возле здания рейхстага.

Доронина в роли Грушеньки в “Братьях Карамазовых”, Смоктуновский в роли Иудушки Головлева, карикатуры Бориса Ливанова, Ефремов в “Утиной охоте” — это уже другая эпоха, 60—70—80-х годов. И вот — 87-й год, разделение МХАТ на Горького и Чехова, рядом на странице две фотографии: Олег Ефремов и Татьяна Доронина.

Ирина Корчевникова, директор музея МХАТ: “Тему разделения мы обошли очень аккуратно, так же как и столетие МХАТ. Зачем лишние разговоры? Не потому, что мы чего-то боимся, — нет, наш музей не подчиняется театру, он подчиняется Швыдкому. Важно, чтобы это было общероссийское событие. Мы не пытались ограничиться только премьерами, мы отбирали знаковые события или когда спектакль был незаслуженно забыт, а мы увидели, что в свое время это было важным. Альбом заканчивается 2003 годом, когда был юбилей музея. Было три этапа жизни театра, это уходы его основателей. Сейчас у МХАТ новая жизнь”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру