Полупрезидентско - беспарламентская республика

Кризис на Украине не решить путем переговоров двух запутавшихся политических сил

2 августа — формально объявленный срок, когда Виктор Ющенко обязан определиться с кандидатурой премьера. Но для большого украинского тупика это даже не срок. Крайних дат на Украине в последние жаркие месяцы было уже немало, а вопрос о власти можно было решить и раньше. Днепровская же песнь затянулась, потому что главный свой выбор, на какую часть света она будет оглядываться в ближайшем будущем, Украина так и не сделала. Ирония в том, что никто Украине этот выбор не навязывал. Но без него теперь, похоже, из кризиса не выйти.


В центре переговоров между “Нашей Украиной” и Партией регионов — два принципиальных вопроса государственной политики: вступление в НАТО и придание русскому языку статуса официального. После дрязг, драк, предательств и глупостей спорящие стороны (за вычетом скоморошничающей Юлии) неожиданно подошли к самому главному — к определению вектора государственного развития.

Форму правления на Украине можно сейчас определить как полупрезидентско-беспарламентская республика. Сам факт того, что столь серьезная проблема решается в момент глубочайшего кризиса власти, говорит о драматичности момента.

Виктор Ющенко готов пойти навстречу Виктору Януковичу и решить судьбу премьерства в его пользу. Но судьбу всего украинского государства он хотел бы решать сам. В этом, если вкратце, суть разногласий между оппонентами-переговорщиками. Шансов на просветление крайне мало. Отчасти из-за нерешительности президента (или, что то же самое, из-за его упертости), отчасти из-за тупиковости ситуации, в которую загнали себя украинские политические элиты.

Ключевая ошибка “оранжевой” власти в том, что она фактически выставила судьбу украинского государства на торги. Сам этот выбор — с кем нынешней Украине быть, с Востоком или Западом, — явно надуман. И возник он — с той же остротой, что и в эпоху феодальной раздробленности, — лишь недавно.

Перед современной Украиной никогда не стояла проблема столь радикального самоопределения: с Россией она или с Западом. И при Кравчуке, и при Кучме во главе угла развития была самостоятельность — кстати, которая уже тогда раздражала Москву и во многом за счет этого укреплялась. Еще лет семь назад я слышал от одного дипломата со Смоленской площади признание: “Украина сегодня — главная внешнеполитическая проблема России”.

Республика окунулась в политический кризис только тогда, когда хрупкий состав ингредиентов ее независимости был нарушен. Но причина неурядиц — вовсе не “рука Москвы”. “Рука” обожглась на Майдане и лечится отрешенностью. Причина все-таки — в послереволюционном головокружении от успехов “оранжевых” и их расчет на поддержку со стороны авторов “оранжевых технологий”. Революционные технологии могут привести группу элит к власти, но не решают самых болезненных проблем страны. Это дело — на совести пришедших элит.

До сих пор власть на Украине никогда не стремилась излечить главный нарыв — ущемленные права русскоязычного большинства. Именно большинства, поскольку даже многие украинцы предпочитают говорить и думать по-русски. Для государства, которое стремится к национальной идентичности, такой перекос, как, кстати, и в прибалтийских странах, был естествен. Но только в первые годы независимости. Потом украинские власти пытались умалчивать о проблеме, ожидая, что рана сама собой затянется.

Теперь же отторжение русского языка и интересов русскоязычного населения объявлено Киевом вектором развития, и такая политика реально угрожает целостности страны. Несмотря на торжество демократии в самых либеральных проявлениях. Несмотря на инвестиционную привлекательность республики.

Политизация русскоязычного населения в восточных регионах Украины и Крыму — следствие слепоты Киева. Когда Виктор Ющенко говорит о “демократии” и “свободном выборе”, доказывая необходимость вступления Украины в НАТО, для значительной части страны это именно недемократичный и несвободный выбор. Как замечает один из главных оппонентов Ющенко Тарас Чорновил, “президент должен понять одно: сегодня его политическая сила представляет 13 процентов избирателей”.

Когда власти и население сразу нескольких крупных городов — Харькова, Донецка, Запорожья и т.д. — не признают радикально прозападного вектора развития страны (а как минимум Одесса и Севастополь вообще не считают себя Украиной), привозить в страну американские войска “для учений” (правда, с боевым боекомплектом) — просто самоубийственно.

Если переговоры о векторе государственного развития провалятся, восточным областям будет проще выйти из состава Украины и образовать Восточно-Украинскую республику (что уже учреждено как проект), чем убедить прозападно настроенную элиту в необходимости скорректировать свои установки.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру