Эшпай привез Симонову...

А Сокуров увез “Леопарда”

Образ кинофестиваля в живописнейшем швейцарском курортном городке Локарно гораздо более подвержен метаморфозам, чем респектабельные имиджи тройки лидеров — Канн, Венеции, Берлина. Локарно — опытная площадка европейского фестивального движения. Устроители здесь смело идут на любые эксперименты без оглядки на власти и финансовые рамки. Поэтому, если внимательно прислушиваться, как гудят рельсы локарнского кинофестиваля, можно понять, куда направится европейский киносостав в следующем году.

Главный соперник Локарно определен и географическим положением, и временными рамками — до Венеции полчаса лету. Руководство Локарно, увы, никогда не может быть до конца уверено в том, что понравившийся фильм в последнюю минуту не перебежит от царства “леопардов” (Локарно) к вотчине “львов” (Венеция). Так было с “Возвращением” Андрея Звягинцева, после чего русские попали в долгую немилость — Ирене Биньярди, тогдашний директор фестиваля, заняла жесткую позицию по отношению к перебежчикам. Единственным исключением стал чеченский фильм, снятый на франко-грузинские деньги, но российским его назвать трудно — скорее антироссийским. Была еще французская картина про русских мужиков в питерской общественной бане — этим все и сказано.

В нынешнем году во многом благодаря смене руководства фестиваля состоялось-таки русское возвращение в швейцарский кинофестивальный бомонд. Новый директор кинофестиваля Фредерик Мэр пригласил четыре российские картины в Локарно, мало того — знаменитый “Русский ковчег” Александра Сокурова покажут на знаменитой во всем мире пьяцца Гранце в зале на 7000 мест. Надо сказать, что в день открытия “ковчег” явно бы пригодился — лил страшный дождь, чуть было не сорвавший швейцарскую премьеру “Полиции нравов из Майами”. Александр Сокуров получает в этом году почетного “Золотого леопарда” за кинематографическую карьеру — здесь состоится мировая премьера его документальной картины “Элегия жизни. Ростропович. Вишневская”.

Вообще в Локарно ожидается довольно большой наплыв наших соотечественников. Сергей Бодров покажет казахского “Кочевника”, которого он снимал вместе с чешским кинорежиссером Иваном Пассером, а Андрей Эшпай — “Многоточие”. Блестяще сыгранная ретродрама по Виктору Некрасову вполне адекватна виртуозной прозе последнего. Эшпай — один из немногих отечественных режиссеров, наследующих культурные традиции русской интеллигенции, в существовании которой, судя по иным картинам нашего производства, на Западе давно могут усомниться. Вокруг стоит бесконечный плач об отсутствии сценариев и сценаристов, а Эшпай тем временем находит в доступной всем отечественной литературе источник вдохновения. Видно, дело тут не в отсутствии хорошо пишущих сценаристов, а в присутствии мало читающих режиссеров. Актерский дуэт Евгения Симонова — Евгений Цыганов вместе, как в “Детях Арбата”, только на сей раз вместо родственных чувств эту пару связывает полуроман между взрослой скульпторшей и ее юным поклонником. Оказывается, ваять огромные скульптуры Ульянова–Ленина проще, чем разобраться в собственной душе. Жюри решит, достойна ли эта замечательная картина какого-нибудь из “леопардов”. С “золотым”, кстати говоря, создатели получают

90000 швейцарских франков. Дебют Елены Хазановой — девочкой ее увезли в Швейцарию — будет показан в программе “Кинематографисты сегодняшнего дня”. “Вольный перевод” — продукция Швейцарии и России. Эта картина воспроизводит историю самой Елены, которой некогда пришлось переводить во время судебного процесса в Швейцарии над одним из наших авторитетов. Фильм сделан с любовью к России — Елена в Швейцарии давно, и ее отношение к русским лишено снобизма эмигрантов-неофитов. В 2004-м Елена присутствовала на кинофестивале в Локарно совсем в другом качестве — тогда переводчицей была она сама. Лена готовилась стать мамой и должна была вот-вот отправиться в клинику, в Женеву, где она живет, но внезапно позвонили из дирекции фестиваля и попросили помочь в переводе русскому актеру. Хазанова решила, что с родами можно повременить, а вот у фестиваля сроки жесткие, и поехала выручать русского актера. Им был Олег Меньшиков — он проводил мастер-класс и получал приз “Великолепие” — за актерские достижения. Слава богу, все прошло благополучно — и мастер-класс, и роды. В этом году такой приз получает Уиллем Дефо.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру