Лучше меньше, да лучше

Москве грозит “перепроизводство” учителей

7 августа 2006 в 00:00, просмотров: 353

По данным социологов, только половина выпускников педвузов устраивается работать по специальности. Причина более чем банальна — низкая зарплата. Однако есть надежда, что в недалеком будущем положение с дефицитом молодых педагогических кадров начнет исправляться. Как планируется заманивать в школы новых Ушинских и Макаренко, “МК” рассказал председатель Совета молодых учителей Москвы Алексей ГУСЕВ.


— Какова в настоящее время средняя зарплата молодого учителя в столице?

— Около 6 тысяч рублей. Кроме того, начинающий педагог получает 20 тысяч рублей “подъемных” в конце первого года работы. Также в течение трех лет он получает надбавку к зарплате — 40% при обычном дипломе и 50% при красном. Между тем, если студент педвуза во время практики сумеет получить более высокий разряд по ЕТС и прийти в школу не с 8-м, а с 11-м разрядом, то он может рассчитывать на зарплату в 8—9 тысяч рублей. Плюс доплата 1000 рублей в месяц за классное руководство.

— Как складывается ситуация с учителями в Москве?

— У нас уже нет такого большого кадрового голода, какой был пять-шесть лет назад. Я уверен, через год-два все вакансии будут сразу закрываться выпускниками педуниверситетов. Возникает другая проблема — переизбыток педагогических кадров, связанный с падением рождаемости. Мы попали в демографическую яму, с каждым годом выпускников становится все меньше. В Москве, к примеру, в этом году минус составил три тысячи человек — 75 тысяч против 78 тысяч в 2005 году. Учителям музыки, химии, ИЗО уже не хватает часов, особенно это касается маленьких школ — с количеством учеников 400 человек.

— Что планируется сделать для того, чтобы повысить зарплату учителям?

— До 2008 года все школы должны перейти на новую систему финансирования. Будет действовать принцип “деньги следуют за учениками”. Если в школе много детей, она пользуется популярностью у родителей, то и денег она получит много. Повышенный норматив финансирования предусмотрен для гимназий, лицеев и других школ с особым статусом.

— Не появится ли тогда у директоров соблазн сэкономить на учительских зарплатах? Ведь все положенные молодым педагогам надбавки должны будут выплачиваться из денег, выделенных на школу.

— Формально да. Молодые учителя, как, кстати, и заслуженные, имеющие звание почетного работника образования, объективно станут как бы невыгодны. Но увольнять их никто не собирается. Может быть, введут систему наставничества, когда пожилому учителю сократят часы, и он за определенную доплату станет помогать молодым осваивать премудрости профессии. Умный директор, смотрящий вперед, будет брать выпускников педвузов и прикреплять к ним опытных педагогов, а не скрывать вакансии, в то время как кадровые учителя “вкалывают” на 1,5—2 ставки кадровых учителей.




    Партнеры