“Скорая” обновится скоро

Нацпроект “Здоровье” подсел на российские колеса

8 августа 2006 в 00:00, просмотров: 247

Оздоровление россиян уже стало практически национальной идеей. Точнее, как гордо говорят чиновники, приоритетным нацпроектом. Хотя гордиться пока в общем-то нечем. По смертности россияне — лидеры среди европейцев. Но вот чтобы мы попадали на тот свет не так часто и не так рано, в рамках нацпроекта “Здоровье” решено обновить парк машин “скорой помощи” (сейчас 70% автомобилей и медоборудования полностью изношено). Причем сделать это надо быстро, в течение 3 лет. Как сей процесс идет на деле и все ли так гладко, как рапортуют чиновники? Корреспонденты “МК” побывали на заводе в Нижнем Новгороде, где производят новые кареты “скорой помощи”, которые в большом количестве будут поставлять в Москву.


…Перед проходной ГАЗа — здоровенная растяжка: “Люди — наш самый ценный актив”. На воротах в чугуне отлиты то ли олени, то ли газели. Вокруг — очень чисто, даже фонтан бьет. Как сказали бы в советское время, завод образцового содержания. Если бы он еще выпускал такие же образцовые машины…

— Перед тем как увидеть готовые автомобили, вы должны побывать на линии сборки, — заявили нам сотрудники завода.

Пока мы наблюдали, как рабочие лихо сцепляют кузова “газелей” с двигателями, технологи рассказывали нам, чем новые машины “скорой помощи” отличаются от своих предшественников.

— Раньше мы собирали просто фургоны, без установки медицинского оборудования, — говорит начальник технологического отдела Роман Булатов. — А медики на местах уже сами решали, чем укомплектовать свою “скорую помощь”. Ничего хорошего в этом не было, потому что в некоторых регионах в “скорых”, кроме носилок, ничего и не имелось. Но теперь в рамках нацпроекта “Здоровье” каждая машина должна быть укомплектована по полной программе. Кроме того, по нормам в каретах “скорой помощи” обязательно присутствует антиблокировочная система тормозов (автомобиль, оснащенный ею, не теряет управляемость даже при экстренном торможении).

Почему на роль “скорой” выбрали именно “газели”? В конце прошлого года Минздрав объявил тендер на поставку машин “скорой помощи”. Получить госзаказ хотели многие, ибо участие в конкурсе приняли восемь автопредприятий, в том числе и дилеры иномарок. В итоге выиграл ГАЗ. Возможно, эта победа связана, как высокопарно заявляют руководители завода, с оптимальным сочетанием цены и качества автомобилей: зарубежные минимум в два раза дороже. А может, решающую роль все-таки сыграл принцип “поддержим отечественного производителя”.

— Наши машины проходили полевые испытания. Они могут ездить даже по бездорожью, — похвастались “отечественные производители”. — Но в отличие от “уазиков” у “газелей” плавный ход.

В сам Нижний Новгород новые автомобили поступили пару недель назад в количестве 30 штук. Для врачей местной станции “скорой помощи” это настоящее событие — в прежние годы к ним поступало в лучшем случае по пять новых машин, причем носилки—скальпели—дыхательные мешки и т.д. забирали со старых карет. Тем не менее большого восторга в отличие от руководства ГАЗа доктора не выражают.

— Автомобили “скорой помощи” делятся на т.н. линейные (предназначенные для перевозки больных) и машины интенсивной терапии (в них должны быть аппараты искусственной вентиляции легких, дефибрилляторы и прочие средства реанимации). Так вот реанимобилей нам не хватает катастрофически — из 30 новых машин их всего 9. Еще хотелось бы, чтобы все кареты “скорой помощи” имели высоту хотя бы 1,70 м — врачу так гораздо удобнее работать. Вообще нужны более удобные машины, выше классом. Хотя, конечно, спасибо и за эти. Совсем недавно мы о таком пополнении и мечтать не могли.

Что касается медицинского оборудования, оно, как и автомобили, тоже отечественное. Но его надежность, увы, не идет ни в какое сравнение с импортными аналогами. Как признаются сами врачи, российские приборы любят отказывать в самый ответственный момент. Еще одна серьезная проблема в том, что медоборудование в основном рассчитано на помощь взрослым. Ни дефибрилляторы, ни дыхательные аппараты детишкам до 7 лет не подходят — у них другие объемы. Даже для измерения давления ребенку нужна специальная манжетка.

Как бы то ни было, машины “скорой помощи” уже начали поступать в российские регионы. И до конца года медики всей страны должны получить 6723 обычные кареты и реанимобиля. Что касается Москвы, первая партия новеньких машин “скорой помощи” (23 штуки) приедет к нам в августе. А в сентябре в столицу поступит еще 93 машины. Не обделили чиновники и Подмосковье. 11 новых санитарных автомобилей областные врачи получат в октябре, 165 — в ноябре.




Партнеры