Дом разбитых сердец

Симонова, Цыганов, Дрейден, Хаматова и... “Многоточие”

11 августа 2006 в 00:00, просмотров: 274

В субботу на Международном кинофестивале в Локарно после многолетнего перерыва русский день: в основном конкурсе — картина “Многоточие” Андрея Эшпая. И это — без преувеличения можно сказать — долгожданный прорыв русского кино в Европу. Показаться в Локарно, на фестивале, ровеснике Каннского, с его почтенной репутацией, — большая честь. Тем более в конкурсе. А нам, то есть “МК”, как одному из организаторов IV фестиваля отечественного кино “Московская премьера” — это вдвойне приятно. Поскольку “Многоточие” Андрея Эшпая с Евгенией Симоновой, Сергеем Дрейденом, Евгением Цыгановым и Чулпан Хаматовой в ролях — участник главной конкурсной программы нашего фестиваля “Великолепная семерка “МК”.


Костяк актерской команды, работавший с Эшпаем в многосерийном телефильме “Дети Арбата”, плавно перешел в “Многоточие”, а из “Многоточия” в только что отснятый им фильм “Событие” по одноименной пьесе Владимира Набокова.

В основе “Многоточия” — сценарий Эльги Лындиной и Андрея Эшпая по повести Виктора Некрасова “Кира Георгиевна” и его же рассказу “В высшей степени странная история”. Сравнивать первоисточник с экранным воплощением — дело в общем-то бесперспективное, но все же преодолеть такого рода порывы всегда сложно, если дело имеешь с хорошей литературой. Некрасов написал на первый взгляд вполне обычную городскую историю о людях, встретившихся по прошествии двадцати лет. Они еще довольно молоды, им чуть за сорок, а расстались двадцатилетними, влюбленными и совсем другими.

Вадима арестовали в 1937 году, из-за чего его юная жена Кира стала членом семьи врага народа. Ее незаметно вытеснили из института, и из родного Киева (родного и для Некрасова) пришлось уехать. В итоге вроде бы ничего страшного и не произошло в ее судьбе. Она вполне преуспела в Москве, стала известным скульптором. Муж у нее — профессор, старше ее, правда, на двадцать лет. Но человек прекрасный. Любящий, понимающий, неназойливый, дающий свободу жить так, как хочется. Блестяще сыграл эту роль Сергей Дрейден и более эффектно, чем прописан этот герой у Некрасова.

Все могло бы сложиться иначе, если бы не получила Кира от Вадима когда-то очень давно письмо, в котором отпускал он ее на все четыре стороны, разрешал не считать себя его женой. Милосердно отпустил, не спросив у Киры, хочет ли она сама такой свободы.

В “Многоточии” история Вадима дана полунамеками. Откуда-то он вернулся, но сразу и не поймешь, где был столько лет. Как у Михалкова в “Пяти вечерах”. Если сидел, то за что — непонятно. Но жизнь на экране такова, что нам в общем-то и не так уж важно знать подробности. Не было его, и вот вернулся. Мало ли почему расстаются люди, часто ведь по пустячному поводу. Любили-любили, да разбежались, потом всю жизнь жили воспоминаниями о прошлом. Вернулся Вадим, и началась совсем другая жизнь. Для всех.

Роль Вадима сыграл Игорь Миркурбанов, актер, живущий лет 15 в Израиле. Он уроженец Сибири, когда-то приехавший в Москву с Андреем Паниным, начинали оба с нуля. Потом учился в ГИТИСе, работал в Москве в Театре им. В.Маяковского. В России снимался в каких-то проходных картинах. Эшпай в поисках героя с незатертым лицом, не примелькавшимся в сериалах, вспомнил о нем. Пригласил в свой фильм. К тому времени Игоря уже позвали в Россию на съемки фильма “Антидурь”. А уже потом его увидел Иван Дыховичный и снял в главной роли в картине “Вдох-выдох”. Получилось так, что именно он открыл нам заново актера Игоря Миркурбанова.

Кто-то усматривает в Миркурбанове сходство с Олегом Меньшиковым. Люди, знавшие Виктора Некрасова, обнаружили в нем черты самого писателя. Даже на некоторых фотографиях Некрасова это сходство можно найти.

Киру Георгиевну сыграла Евгения Симонова, жена Андрея Эшпая. В “Многоточии”, кстати, снялась и ее дочь Зоя Кайдановская, в небольшой, но очень смешной молчаливой роли. Ее даже сразу и не узнаешь на экране.

Кира Георгиевна в “Многоточии” — главная фигура, все вертится вокруг нее, и Евгения Симонова дана крупным планом. Кира — легкий человек, все у нее получается. Вокруг нее крутится молодежь, начинающие художники. Молодой человек рабочей профессии Юрочка позирует ей. У них с Кирой все та же 20-летняя разница в возрасте. Евгений Цыганов, сыгравший Юрочку, в “Детях Арбата” исполнил роль сына героини Симоновой. Юрочка влюблен в Киру, вполне невинно развиваются их взаимоотношения, а у Некрасова они совершенно точно любовники. Но у Эшпая все акварельно.

У Вадима тоже своя жизнь, или, как говорит Игорь Миркурбанов, она у него украдена, и сам он не человек даже, а полчеловека, как если бы его перерезал поезд. В Магадане живут его маленький сын и гражданская жена, что прошла с ним самые трудные годы. Как все это забыть...

Для Чулпан Хаматовой придумали роль журналистки из ГДР, которой у Некрасова нет и в помине. Девушка эта, чистейшей воды “синий чулок”, приходит к Кире Георгиевне брать интервью. Великолепных два появления — и получилось страшненькое существо с забранными в пучок волосами, задающее дурацкие вопросы, в то время как вокруг разбиваются сердца.




Партнеры