“Варяг”— он и в Британии “викинг”

Место затопления легендарного корабля отметили памятным знаком

12 августа 2006 в 00:00, просмотров: 333

В 1904 году в бухте Чемульпо экипаж крейсера “Варяг” не спустил Андреевского флага перед четырнадцатью кораблями противника. После ожесточенного сражения русские моряки предпочли затопить корабль, но не сдаться врагу. Сто два года спустя бело-голубой флаг был поднят на побережье Шотландии, где в Ирландском море, недалеко от деревушки Ленделфут, нашел свой последний приют легендарный крейсер.

30 июня — в День Военно-морского флота — на месте гибели “Варяга” состоялось торжественное открытие памятной доски.


— За один день у нас может смениться четыре времени года, — шутят шотландцы. — Вы подарили нам целый день лета!

Солнце действительно зависло, как на экваторе. На покатый зеленый берег, где выстроился оркестр Военно-морского флота, собралось, кажется, все графство Южный Эйршир. Легендарным крейсером “Варяг”, окончившим свой поход у местной деревушки, здесь гордятся не меньше, чем в России.

— Это часть и нашей истории, — говорит член общественного совета Алексия Принс.

Еще несколько лет назад в России мало кто верил, что найдется место последнего затопления “Варяга”. Но, как рассказывает нам уроженка прибрежного городка Гирван Элизабет Лэслв, местные жители всегда знали, что в море у деревни Ленделфут лежат части боевого корабля.

— Души у русских моряков были, видно, светлые, — вторит ей седенький Нил Бел. — Напротив Ленделфута среди рифов, где покоится корабль, всегда хорошо ловилась рыба.

Старожилам известно, что в начале 20–х годов во время отлива можно было наблюдать выступающий из воды остов крейсера. Мальчишки подплывали к нему на лодках, поднимались на его раскачивающийся корпус. Знали и то, что крейсер был продан на слом. Следуя на буксире в Германию на разборку, он сел на камни и затонул. С боевого корабля сняли всю верхнюю часть, а что не смогли разобрать — взорвали, и останки корабля погрузились на дно.

В последние годы аквалангисты из рядом расположенных городков частенько спускались на шестиметровую глубину к могиле “Викинга”, как в Шотландии именуют крейсер “Варяг”, и видели обломки нижней палубы и части паровых машин.

Бил и Стив, пришедшие на церемонию в шотландской национальной одежде, рассказывают, как три года назад помогали членам российской экспедиции в поисках “Варяга”. С катера они хорошо видели, как русские водолазы подняли со дна Ирландского моря куски медных трубок, фрагменты механизмов, а главное — латунную табличку с маркировкой американского завода в Буффало, поставлявшего на “Варяг” паровые приводы и насосы. Сомнения, что на дне около Ленделфута покоится легендарный крейсер, сразу отпали.

Теперь место, где на глубине покоятся останки корабля, отмечено буйком, на котором развевается Андреевский флаг. А на берегу к огромному валуну прикреплена мраморная доска, где на русском и английском языках указаны основные вехи истории крейсера. Все затраты на проект взяла на себя одна из инвестиционных финансовых компаний. Ее директор, Михаил Слипенчук, рассказывает:

— У каждой страны есть свои национальные символы, свои герои. В Британии, морской державе, это, например, парусный линейный корабль “Мари Роз”, который был поднят со дна и стал памятником. Кроме этого, в Англии есть и корабли–памятники более поздних времен — ветераны Первой и Второй мировых войн. Нам показалось очень важным, что легендарный “Варяг” не исчез бесследно в морской пучине. Имеется конкретное место, где он покоится. Мы почувствовали, что люди должны иметь возможность поклониться легендарному крейсеру. И хорошо, что в далекой Шотландии будет частичка нашей Родины.

— Стоит ли поднимать “Варяг”? — спросили мы приехавшего из Лондона на торжественное мероприятие члена-корреспондента Российской академии наук Андрея Капицу.

— Многие годы могилой крейсеру было суровое Ирландское море. Как настоящий боец корабль “не пошел” на переплавку, лег на дно. Стоит ли тревожить его “прах”?

— Поднимать там нечего! — дополняет историк и писатель Виктор Катаев. — На дне лежит груда металла — нижняя палуба. Пусть в памяти потомков он останется боевым крейсером, про который говорили: “Триумф искусства и техники”.

Тральщик британских ВМС и два катера волонтеров тем временем подходят к месту гибели “Варяга”, сбавляют ход, приспускают флаги. На волнах Ирландского моря раскачиваются венки. Оркестр Военно–морского флота исполняет знаменитую песню “Варяг”.

“Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает…” — поют вместе с нами шотландцы.

В память об экипаже “Варяга” архимандрит Алексий служит торжественный молебен. А мы вспоминаем, что легендарный “Варяг” в свое время “спас” не менее легендарную “Аврору”. В послевоенные годы решили снять художественный фильм о подвиге русских моряков при Чемульпо. Стали искать крейсер, похожий на “Варяг”. Тут-то и вспомнили об “Авроре”. После ленинградской блокады корабль находился в плачевном состоянии, и его хотели разобрать на металл. Но для картины крейсер отремонтировали и после съемок передали Нахимовскому училищу.

В Филадельфии, где был построен “Варяг”, на пожертвования русских моряков был возведен Андреевский собор. Стараниями Павла Карноуха, отставного офицера военно–морского флота США, а позже протодьякона Андреевского собора, в приделе храма был открыт музей героического крейсера.

Теперь и местечко Ленделфут, где нашел свое последнее пристанище “Варяг”, будет отмечено памятной доской. Данное мероприятие является составной частью всероссийской акции по увековечению памяти легендарного крейсера. Уже в этом году будет объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника крейсеру “Варяг”.





Партнеры