Битва за “Оскар” началась

“9 рота” против “Дневного дозора”

15 августа 2006 в 00:00, просмотров: 819

Не успел Федор Бондарчук отпереживать, что не попал на “Оскар” в прошлом году, как вот уже “9 рота” — в претендентах на главную награду киномира за 2006 год. За рубежом все строго: не успел вовремя выйти в прокат — пролетаешь. В этом году, к слову, “к конкурсу допускаются фильмы, выпущенные в стране их создания в прокат и находившиеся в прокате в течение как минимум семи дней подряд в период с 1 октября 2005 по 30 сентября 2006 года”. Таковы оскаровские правила.


Как стало известно “МК”, российская комиссия по отбору и рекомендации фильмов на “Оскар” начала свою работу со списка из 12 фильмов, составленного, как нетрудно догадаться, из фильмов-победителей отечественных кинофестивалей и кинопремий, включая, конечно же, любимцев касс — “9 роту” и “Дневной дозор”. Причем последний только массами и остался полюблен — ни одной профессиональной награды он не удостоен. По этому поводу только и остается сказать, что, конечно, у нас, у россиян, в крови по два раза на одни и те же грабли наступать, но хочется-таки надеяться на мудрость нашей “оскаровской” комиссии, что она не повторит ошибку с “Ночным дозором”.

Еще в списке — любимец международных фестивалей и крайне далекий от народа “977” Николая Хомерики. Разумеется, победитель “Кинотавра” и явно не лидер проката — киноэксперимент модного театрального режиссера Кирилла Серебренникова “Изображая жертву” с обилием сценических приемчиков и длинным матерным монологом на злобу дня. И все это явно мимо “Оскара”. Поскольку вкусы тамошних киноакадемиков и предпочтения кинобогемы здешней — точно не совпадают. Посылать за океан что арт-эксперимент, что жвачку для народа — дело бесперспективное и давно всем понятное. Там нужна универсальная история “за жизнь”, какой в свое время была “Кукушка” и которая пролетела мимо “Оскара” только благодаря нашей “оскаровской” комиссии, пославшей в тот год “Дом дураков” Андрона Кончаловского.

Еще в списке — “Питер FМ” — милое молодежное кино, крепко сделанное и собравшее для своего формата неплохие деньги в прокате, но вряд ли оно Америку удивит. Так же, как и “Точка” Юрия Мороза — о трудной жизни русских проституток, и “Связь” Авдотьи Смирновой — постная история про адюльтер без начала и конца.

“Перегон” Александра Рогожкина — сложное многослойное кино про любовь на фоне ленд-лиза, кстати, может потрафить тамошним киноакадемикам темой, но слишком трудно, мне кажется, окажется для восприятия ими по форме.

“Мне не больно” Алексея Балабанова — слепок с нашей жизни — может утерять свою прелесть вне контекста узнавания публикой ее любимцев Никиты Михалкова и Ренаты Литвиновой. Балабанов — замечательный русский режиссер, и этим он силен здесь, но загадку его русской души никогда не поймут там.

“Живой” Александра Вединского, который, как говорят в спортивном мире, “прошел на флажке” — прокат начинается 21 сентября, — еще в Канне не понравился тем, что не прочеченский. Отношение Запада к Чечне ничем не переломить: им надо, чтоб про политику обязательно было, а если про душу — то только по Достоевскому.

Что же касается отобранных Венецианским фестивалем “Эйфории” Ивана Вырыпаева и “Свободного плавания” Бориса Хлебникова, то непонятно, как они вообще угодили в “оскаровский” список: пока даты начала их проката — соответственно, 5 октября и 9 ноября.




    Партнеры