Зачем олигарху “Хиросима”

Литовский бизнесмен купил подлодку “К-19”

17 августа 2006 в 00:00, просмотров: 413

О советской подводной лодке “К-19”, на долю которой выпали более чем суровые испытания, в Голливуде сняли художественный фильм. На родине же героическую субмарину “отправили под нож”, но ее спас литовский бизнесмен, глава текстильной корпорации Владимир Романов. Он купил “К-19”, которую за высокую аварийность моряки прозвали “Хиросимой”, и собирается сделать из нее музей. Причем разместится субмарина не в Литве, а, возможно, на Москве-реке.


По собственному признанию Романова, он служил на этой субмарине в 1966—1969 гг. Переговоры о покупке “останков” лодки уже состоялись. “К осени рубка “К-19” будет восстановлена и перевезена по железной дороге в Московскую область, — рассказал Романов журналистам. — Надо разместить ее где-то поближе к воде. Или на Москве-реке, если найду место, или под Москвой”.

Речь идет только о рубке, потому что от подлодки мало что осталось. Она побывала в таких передрягах, которые даже не снились ее соплеменницам. “К-19” была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты. Первая авария на ней произошла 4 июля 1961 года на учениях “Полярный круг”: лопнула труба в системе охлаждения одного из двух реакторов. Начался стремительный разогрев активной зоны. Ядерный взрыв, казалось, был неизбежен. Но, сменяя друг друга, подводники ходили в реакторный отсек и с помощью подручных средств сделали альтернативную систему охлаждения. Ценой невероятных усилий членам команды удалось справиться с нештатной ситуацией. Лодка осталась на плаву, и ее смогли отбуксировать на базу. Тайна подвига подводников хранилась 30 лет.

На этом злоключения “К-19” не прекратились. 15 ноября 1969 года “К-19” столкнулась с американской АПЛ “Гэтоу”. “К-19” аварийно всплыла. А 24 февраля 1972 года в 9-м отсеке возник пожар. 12 человек, запертые в 10-м отсеке, в течение 23 суток дышали остатками запасов сжатого воздуха. В результате самоотверженных действий личного состава подлодка сохранила ход и вышла на поверхность…

В 2003 г. “К-19” была сдана на металлолом — лодку разрезали. Ее-то и воссоздадут по заказу Владимира Романова. Кроме того, планируется построить и стилизованный корпус субмарины. Внутри разместятся клуб моряков-подводников и музейная экспозиция, посвященная героической истории экипажа “К-19”, спасшего мир от ядерной катастрофы.

Отметим, что “К-19” станет второй субмариной-музеем в Московском регионе: на берегу Химкинского водохранилища уже нашла последний приют подлодка “Б-396”.




    Партнеры