“Эйфория” — воздух трагедии

Когда страсть сильнее семьи

Его первый спектакль, “Кислород”, был похож на шекспировский театр, первооснову игры на подмостках. Его первый фильм, “Эйфория”, принес в наше кино озоновый воздух трагедии. Трудно и больно дышать, но это очищение. Эйфория. От режиссера Ивана Вырыпаева. “Эйфория” — фильм из “Великолепной семерки “МК”, главной программы IV фестиваля отечественного кино “Московская премьера”, одним из учредителей которого является “МК”. “Эйфория” завершает представление фильмов этой программы, которое ежедневно шло в газете начиная с 11 августа.

В фильме Ивана Вырыпаева нет интриги. Женщина, нелюбимый муж и мужчина, с которым ее уносит страсть. Любовный треугольник здесь не может разрешиться по-житейски — разводом, свадьбой, просто уходом из дома. Все предопределено. Рок не спрашивает, чего хочет человек. Чувство, которое нисходит свыше, не оставляет никому возможности выбора. Финал трагедии ужасен, и именно это прекрасно, потому что выметает из души сор, возвращает всему подлинный смысл.

Выжженная, высохшая от зноя земля, дороги, соляные реки, белые меловые горы, мрачные леса и дороги среди пустынных полей, похожие на артерии… Сама природа — равнодушная к человеческим существам, аскетичная и в то же время великолепная, тоже участник трагических событий. Снимали “Эйфорию” на Дону, где больше тридцати лет назад шли бои в фильме “Они сражались за Родину”. В тех местах ничто не изменилось, жизнь как будто остановилась, время застыло. Иван Вырыпаев привез сюда свою группу потому, что это родные места его жены — актрисы Полины Агуреевой. Она сыграла Веру, а на роли двух ее мужчин Вырыпаев выбрал Михаила Окунева, артиста Омского театра драмы, и неактера Максима Ушакова. Он по профессии художник-мультипликатор. Такие лица тоже надо было суметь найти, они такие же подлинные, как донская природа.

— На Дону у тебя открываются какие-то неведомые ощущения, — говорит Полина. — Словно каждая твоя частица становится свободной. Может, потому, что я там родилась, чувствую себя в тех местах вольным человеком. По-другому говорится, по-другому дышится.

Полина Агуреева — ведущая актриса театра Петра Фоменко. Она мастер тонких психологических кружев, что доказала и своей первой работой в кино — в фильме “Долгое прощание” Сергея Урсуляка. (Кстати, она получила за эту роль не один приз, включая II фестиваль отечественного кино “Московская премьера”.) Но то, что было так важно и необходимо в экранизации повести Юрия Трифонова — умение построить роль на нюансах, тончайших оттенках, в “Эйфории” пришлось забыть. Здесь герои, влекомые невидимой силой, не рефлексируют, не сомневаются, они, как персонажи древних мифов, просто должны исполнить то, что предназначено судьбой. Им суждена любовь, но они к ней не готовы.

— Я все время боялась, что играю, — объясняет Полина. — Мне нужно было как можно меньше пользоваться актерским опытом, необходимо было стать такой же естественной и непреложной, как земля или вода. Просто быть.

“Эйфория” — чистое искусство, мощное и яркое впечатление. Марко Мюллер, директор Венецианского кинофестиваля, признался, что давно не испытывал таких сильных эмоций. “Сколько я видел за свою жизнь донских пейзажей на экране, наверное, километры пленки, — поделился он на пресс-конференции в Москве. — Но тут мне словно промыли глаза, как будто впервые я смотрю, чувствую, воспринимаю”.

В сентябре “Эйфорию” увидят в Венеции. Кинодебют Ивана Вырыпаева участвует в основном конкурсе этого крупнейшего фестиваля вместе с новыми фильмами лучших режиссеров мирового кино. В Венеции много лет назад победил дебютант Андрей Тарковский с “Ивановым детством”, “Золотых львов” увозил из прекрасного города дебютант Андрей Звягинцев за “Возвращение”. Теперь шанс дается Ивану Вырыпаеву.

Иван любит говорить, что чем лучше качество фильма, тем меньше у него зрителей. Первыми опровергнуть это утверждение смогут зрители “Московской премьеры”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру