Плутовство Плутона

Одной планетой стало меньше

Учебники по астрономии придется переписывать. А все потому, что ученые мужи никак не могут сойтись во мнении, сколько же планет насчитывается в Солнечной системе. Традиционно считалось, что таковых насчитывается девять. Потом обнаружили десятую — Зена. Теперь дошла очередь до Плутона: астрономы всего мира решали его судьбу — считать его планетой или нет. Решили: не считать.

Согласно новому определению, планетой называется небесное тело, вращающееся вокруг звезды, при этом само не являющееся звездой. К тому же это тело должно иметь достаточную массу, чтобы сила собственного притяжения придавала ему сферическую форму. Пока астрономы решили, что планет в Солнечной системе насчитывается 12. Но “полноценными” планетами считается лишь часть из них — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, а также крупнейший в системе астероид Церера. В другую категорию попал Плутон, а также недавно открытая Зена (известная как объект 2003 UB313) и считавшийся ранее спутником Плутона Харон. По сути дела, планетарный статус Плутона, открытого в 1930 году и имеющего очень небольшие размеры (он меньше Луны), оказался под сомнением: из списка “классических планет” он исключен. Окончательный приговор Плутону должна 24 августа вынести ассамблея Международного астрономического союза в Праге. И скорее всего этот приговор будет “смертным”.

— Решение исключить Плутон из состава Солнечной системы считаю справедливым, — признался “МК” заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, профессор Александр Тутуков.

Открытие Плутона было совершено в 1930 году американским астрономом Томбе. Из этого маленького темного небесного тела тогда поспешили сделать сенсацию. Несмотря на протест астрономов из других стран, его стали считать планетой. На самом же деле Плутон до этого статуса пока не дорос.

— Еще 20 лет назад я доказал это в своей книге “Эволюция звезд: теория и наблюдения”, — настаивает на своем мнении Тутуков. — Попытаюсь объяснить свою теорию так, чтобы было понятно даже домохозяйкам. Если взять бутылку сливок и долго-долго трясти ее, то постепенно сливки начнут сбиваться в комочки. Сначала их будет много, а потом они сольются в один большой ком настоящего густого сливочного масла. По такому же принципу образуются и планеты. Сначала вокруг Солнца вращается газопылевой диск. Потом в течение миллиардов лет его маленькие частички сбиваются в более крупные, и в конце концов получается одно крупное тело, у которого уже не остается многочисленных спутников. Это и есть планета. Меркурий, Венера, Земля и прочие “члены” Солнечной системы уже завершили свое образование. Плутон же оказался дальше всего от Солнца, и его “взбивание” еще не закончилось. Главным признаком этого является множество тел, которые вращаются рядом с Плутоном.

Еще одним признаком “недоделанности” Плутона является форма его орбиты. Она у него не круговая, как у других планет, а вытянутая, эллипсовидная. Со временем, через несколько миллиардов лет, когда Плутон сольется в единое целое с себе подобными и его орбита станет идеально круглой, он превратится в настоящую зрелую планету. Но мы до этого, увы, уже не доживем.