Кэб в большом городе

Японские таксисты ездят с “черными ящиками”, а французские хамят пассажирам

26 августа 2006 в 00:00, просмотров: 533

Они знают все — где достать запрещенный товар, продать краденое или познакомиться со жрицами любви. Но могут и отвезти вас в музей. Они бывают веселыми и мрачными, любезными и хамоватыми, жуликоватыми и честными. Именно они сопровождают нас в любом путешествии. Речь — о таксистах.“Турклуб” разобрался в особенностях национального такси.

США: ваучер на лимузин

Чем отличается Нью-Йоркское такси рассказал бизнесмен Николай Бычков, долго живший в этом городе.

— Основная масса водителей — выходцы вовсе не из России, а иммигранты из Индии, Пакистана и Бангладеш. Они всегда вежливы, потому что боятся потерять работу. Сдать экзамен и получить лицензию на вождение может каждый. Достаточно сносно знать английский и ответить на вопросы типа: “Где находится Центральный парк?”

В Нью-Йорке есть два вида такси — муниципальное и частное. “Частники” — это либо крупные компании, либо водители, выкупившие машину и жетон на право извоза. Стоит он порядочно — 50 000 долларов. Отдельная история — такси класса “люкс”. Их владельцы заключают договоры с фирмами и развозят сотрудников по домам. У меня, например, был ваучер на такой лимузин, который я мог бесплатно вызвать, если задерживался на работе после восьми вечера.

Как платить: Плата складывается из “посадочных” и “подорожных”. Причем чем дальше вы едете, тем меньше стоит миля. Чаевые обязательны (10%). Можно расплачиваться кредитками.

Великобритания: проверка по SMS

Черные кэбы давно стали символом Британии. А местные таксисты — своего рода легендой.

— Таксисты в Лондоне почти все носят костюмы с галстуками, — рассказывает собкор нашего ТВ в Лондоне Андрей Черкасов. — Они очень общительные. Если видят, что пассажир расположен к разговору, обязательно зададут кучу вопросов: кто вы, откуда, чем занимаетесь... Их бизнес довольно стабильный. В течение года таксист собирает все чеки за бензин и техосмотры — государство оплачивает ему 30% от этих расходов.

Но получить профессию кэбмена непросто. Нужно учиться 3—4 года и сдать сложнейший экзамен. Таксисты должны с закрытыми глазами описать кратчайший маршрут из пункта А в пункт В, с указанием всех светофоров и перекрестков. Поэтому на улицах Лондона можно часто увидеть будущих кэбменов, разъезжающих на своих скутерах с картой наперевес, изучающих улицы.

— Услышав адрес, вас никогда не спросят: “А где это?” — утверждает Андрей. — И никогда не повезут окружным путем, надеясь заработать. Это запрещено законом.

Несколько лет назад в Лондоне участились нападения таксистов на женщин-пассажирок. Из них 54 закончились изнасилованием (!). Как выяснилось позже, все преступники работали таксистами без лицензии. После этих случаев в Англии появилась новая услуга. Любой пассажир, садясь в кэб, может выслать SMS с номером авто и тут же получить ответ — есть ли у водителя лицензия.

Как платить: Оплата только по счетчику, чаевые приветствуются. Расценки зависят от времени суток. Такси из аэропорта “Хитроу” до Сити стоит 40—60 фунтов.

Франция: никто не любит таксистов

Единственный опознавательный знак французских таксомоторов — белый пластмассовый треугольник с рекламой на крыше.

— Среди водителей есть и приезжие, и французы, а на каждые 10 таксистов во Франции приходится одна женщина, — рассказывает журналист Вадим Глускер. — Не могу сказать, что представителей этой профессии здесь особенно любят. Обвиняют в хамстве. Есть даже пословица: “Ездит плохо, как таксист”.

Я сам был свидетелем историй, когда человека кругами возили вокруг одного места, наматывая счетчик. Еще по пути вам часто рассказывают, как им плохо живется, какая у них ужасная работа...

Рабочий день французского таксиста строго лимитирован: в каждом авто стоят два счетчика — для оплаты и для полиции. На втором высвечивается количество наработанных часов. Их должно быть не больше десяти в сутки, иначе будут проблемы с властями. Это делают, чтобы не создавать лишней конкуренции. Между тем в пятницу и субботу вечером в Париже заказать такси нереально — свободных машин нет.

Как платить: Средние расценки в Париже — 10—12 евро из одного конца города в другой. И 50 евро до аэропорта “Шарль де Голль”. Цены на проезд во всех машинах одинаковые — профсоюз регулирует тарифы. Дороже стоят поездки за город и после 19.00. Чаевые необязательны.

Япония: кайф в белых перчатках

— В центре Токио стоят огромные электронные мониторы с ежедневной информацией по автокатастрофам. Чаще всего количество жертв дорожных происшествий за день в пятнадцатимиллионном городе — ноль, — удивляется владелец туркомпании Владислав Поляков. — Японцы безупречно соблюдают Правила дорожного движения.

Когда садитесь в такси, не пытайтесь открыть заднюю дверь. Они открываются автоматически — водитель управляет ими со своего пульта. Еще Япония — единственная страна, где в автомобилях установлены “черные ящики”, как в самолетах.

Таксисты сплошь в белоснежных рубашках и перчатках, хороших костюмах. И очень вежливы. Могут вернуть деньги, если посчитают, что их не заработали.

— Так было с моим коллегой. Таксист прождал его полтора часа, чтобы вернуть деньги, когда понял, что не в том месте оставил пассажира...

Главная причина, по которой в Японии может понадобиться таксист, — необычная нумерация домов. На одной улице по соседству окажутся здания №10 и №125. Какой дом раньше построили, тот и по порядку первым будет. Водители же таксомоторов, как и в Лондоне, знают все детали. Одна беда — плохо говорят по-английски. На этот случай пассажиру надо запастись картой на японском или запиской.

Кстати, на родине самураев с недавних пор появились такси только для женщин — в них за рулем работают только дамы.

Как платить: Японское такси — одно из самых дорогих в мире. В самом маленьком городе Японии посадка встанет не меньше чем в $5. В крупных городах — около $7 за посадку плюс $1,7 за каждый километр. Стоимость проезда возрастает не вечером, как в Европе, а днем — с 11.00 до 17.00. Чаевые включены в счет.

Германия: все как в аптеке

Мое знакомство с немецкими таксистами состоялось в Кельне, куда я отправилась на международную выставку. На стоянке мерзла огромная очередь. Такси мы ждали больше часа. Когда же наконец сели в теплый салон, улыбчивый таксист стал рассказывать о том, как учил в школе русский, а потом включил свой любимый диск — “Модерн токинг”. Мы тут же стали подпевать, чему водитель очень удивился: “У вас знают “Модерн токинг”? И любят? Да вы что?!” Парень был так удивлен, что даже отказался от чаевых.

— Немецкие таксисты — это как в аптеке, — рассказывает журналистка Ася Злаказова, жившая в Германии. — Приедет ровно во столько, во сколько заказали, ждет, сколько договорились. Обязательно улыбается, здоровается и называет свое имя. Это странно, потому что ты в ответ называешь себя и думаешь: “Ну и на фига ему имена всех клиентов?”

Немец всегда поможет занести чемодан в багажник (возить багаж на заднем сиденье — ни за что!) и вынет его по прибытии. А вот до крыльца или тем более до квартиры — никогда не донесет, если только вы его об этом не попросите за отдельную плату.

Как платить: Строго по счетчику плюс чаевые. После 19.00 цены возрастают.

Индия: велорикши против “Амбассадоров”

Если в Европе такси напичканы множеством различных приспособлений: радиосистемами, аппаратами для кредитных карт, навигаторами, то в странах третьего мира идет борьба стареньких европейских авто без кондиционера с национальным видом транспорта — рикшами.

— Индийские таксисты ездят в основном на “Амбассадорах” 1950 года выпуска, — рассказывает бизнесмен Михаил, побывавший недавно в Индии. — Этот автомобиль довольно вместительный, но без современных наворотов. Приборная панель обычно украшена фотографиями детей, цветами и ароматическими палочками. Ни водители, ни пассажиры в индийских такси не застрахованы от несчастных случаев, а дороги далеки от совершенства. В час пик на улицах сумятица — велосипеды, мотоциклы, автобусы, коровы! И все это шумит, воняет и пытается куда-то двигаться. Неудивительно, что водители начинают путь с молитвы.Чтобы поездка прошла хорошо.

Подавляющее большинство туристов пользуется мото- и велорикшами. Поездка на них экзотичнее, веселее и дешевле. Из-за этого между таксистами и рикшами в Индии идет настоящая война. Но туристы все равно любят рикш. Они всегда остановят на перерыв для фотосъемки, подсадят по дороге попутчика и вообще отличаются добрым нравом в отличие от напыщенных водителей такси.

Как платить: Доехать из одного конца города в другой на рикше стоит всего 20 рупий ($2). Никаких счетчиков — все “по любви”, можно торговаться. Городское такси в Индии стоит 1000—2000 рупий, или $25—50, за 100 км. От аэропорта — 2300. В конце пути извозчик может заявить, что вы должны ему доплатить, потому что у него двое детей и жена не работает.


АНЕКДОТ В ТЕМУ:

— Скажите, сколько стоит проехать до рынка?

— Сто рублей.

— А если вместе с женой?

— Сто рублей.

Мужик поворачивается к жене:

— Говорил я тебе, дура, что ты ничего не стоишь!!!

НОВОСТИ С ШАШЕЧКАМИ

ВЕТЕР В ТЕЛЕФОНЕ

Японские таксисты одной из таксомоторных компаний установили на крышах машин ветротурбины — чтобы пассажиры могли зарядить от них свои мобильники таким вот экологическим способом. Такая забота о клиентах пропагандирует экологически чистые виды энергии.

РЕКЛАМА НА ПЕРЕДНЕМ СИДЕНЬЕ

В Италии все такси скоро оснастят жидкокристаллическими мониторами, которые будут помещаться на спинках передних сидений перед глазами пассажиров. На экранах будет транслироваться реклама, прогноз погоды, новости, известия с финансовых рынков и так далее. Получать обновления информации 24 часа в сутки планируется через системы GPRS и Wi-Fi.






Партнеры