Время жести

А вчера ты мне принес металлический поднос

30 августа 2006 в 00:00, просмотров: 331

Корпоративный отдых эволюционирует. Ресторанные загулы и пейнтбол уже не в моде. Менеджеров среднего звена потянуло к корням. И в пятницу, после трудовой недели, то одна, то другая столичная компания нанимает автобус и везет своих сотрудников в ближнее Подмосковье, к народу. Например, в Жостово, на знаменитый народный промысел.

Жостово и само по себе, без туристов, на творческом подъеме. В месяц в среднем выпускается от 3 до 5 тысяч ярких “серийных” подносов — стандартных форм. Всего таких форм — 34, самый маленький поднос — 21 на 8 см, а самый большой — 67 на 53 см. А все начинается со стального листа. На штамповальном станке из него формируется поднос. Для уникальных форм привлекается коваль. Именно коваль, а не кузнец! Последний работает с горячим металлом, а коваль обрабатывает холодный. Потом, после обжига, поднос покрывается основным фоновым слоем краски. Как правило, он традиционно черного цвета, но может быть и красным, и синим, и зеленым. Сушка, нанесение художником контура основного рисунка, снова сушка. Далее художник слой за слоем накладывает лепестки, цветы, прожилки на них, блики, травинки… На жостовском языке все эти операции зовутся “тенежка”, “прокладка”, “бликовка”, “чертежка”, “привязка”. На одном подносе может быть до семи слоев краски. А художник-орнаменталист еще и накладывает ажурный узор по канту подноса.

После наложения каждого слоя краски поднос сушится. Процедура трудоемкая. Весь процесс для “массовой” продукции занимает две недели. А “штучные” экземпляры могут делаться годами. Смотрим, как работает мастер Ира Юрасова. Она в Жостове уже 20 лет. Говорит, что без жостовских подносов жизни не видит. Правда, иногда сюжеты даже снятся. Особенно когда много работы по “массовому заказу”. Но может присниться и сюжет для авторской работы. Хотя обычно такая картинка рождается из-под руки, нежданно.




Партнеры