Себе — дороже

Российские торговцы бензином грабят нас почем зря

За последние две недели розничные цены на бензин снизились в среднем на 5%. Прочитали? Не поверили? А между тем это не враки. Они действительно снизились. Только не у нас, а в США. Если в начале августа галлон топлива обходился американским автовладельцам в 3,02 доллара, то теперь они платят за него 2,87. Российские автолюбители о таких новостях могут лишь мечтать. Поскольку наш бензин, не прибавляя в качестве, в цене в последние дни только растет.

Оставим на совести госслужащих уверенное оперирование “голой” статистикой. Они нас утешают: за семь месяцев, с января по конец июля, розничные цены на топливо поднялись в стоимости на АЗС только на 3,7%. Чтоб мы так жили, как они нам рисуют. Проехали мимо эти дутых цифр и погудели в знак возмущения. Август, который еще не закончился, всего за три недели принес уже иные цифры: розничные цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 за три недели в Москве выросли в среднем на 5,5% и 5,4% соответственно. Вывод, который сделали из этого официальные эксперты, поражает своей математической нестандартностью: с начала года бензин марок Аи-92 и Аи-95 на столичных АЗС подорожал на 7%. Если даже сложить официальные проценты 3,7 и 5,5, то любой третьеклассник получит совершенно иные цифры. Но ведь есть и еще одна хитрость. На 5,5% топливо дорожало уже от тех цен, которые повысились до этого на 3,7%, то есть от 103,7%.

В общем, надоела вся эта филькина грамота. На самом деле в середине января средняя стоимость литра Аи-92 на московских заправках была 16,8 и 18 рублей соответственно. А сейчас сотрудники нашей редакции, имеющие автомобили, заправляются 92-м по 19,2—19,3 рубля, а 95-м — по 20,2—20,4 “деревянного” за литр. Из простой арифметической пропорции с одним неизвестным (4-й класс советской средней школы) получается, что литр Аи-92 вздорожал на 14,3%, а более “благородного” Аи-95 — более чем на 12%. В результате в импортирующей нефть Америке автовладелец за литр высокооктанового платит сейчас 75 центов (по курсу 26,8 рубля за бакс — 20 рублей 10 копеек). В Москве — на 10—30 копеек дороже.

Аналитики спешат успокоить: пик роста цен на топливо придется на август—сентябрь. Дескать, первую половину пика мы уже прошли. Осталось немного, а потом цены стабилизируются. Фиг вам, как выражались герои популярного мультфильма. Если оптовые цены на топливо продолжат расти и в сентябре, то на автозаправках это аукнется примерно через три-четыре недели. Так что и на октябрь придется потуже затягивать пояс. Не стоит уповать и на то, что повышение экспортных пошлин на нефть заставит наши компании увеличить предложение нефти на внутреннем рынке, что должно придержать цены. Как видно из приведенного графика, повышение пошлин на ценники на автозаправках никак не влияют.

Некоторые сейчас уповают, что правительство по примеру прошлого года договорится с нефтяниками о моратории, “замораживании” цен. Вот только кому от этого станет слаще — большой вопрос. Вспомним: прошлогодняя “заморозка” опустилась на АЗС аккурат после 20 сентября. Именно в тот момент, когда пик повышения уже был фактически пройден. И в результате, как объясняли чиновники, мы получили стабильные цены. А на самом деле — оправдание отсутствия их сезонного снижения. Нефтяники лишь разводили руками: о каком снижении вы говорите, когда мы все по договоренности с правительством заморозили. Это пусть в той дурной Америке цены падают. У них там и ураганы бушуют в Мексиканском заливе (основном районе американской нефтедобычи), и нефтепромыслы на Аляске закрывают, а бензин дешевеет. У нас катаклизмов нет. Зато их отсутствие с лихвой восполняет беспомощное правительство. Которое не желает замечать, что в литре бензина чуть не две трети стоимости уходит в виде налогов и прочих акцизов в пухнущую госказну.

Впрочем, в бензиновых бедах россиян в равной степени виноваты и нефтяники. Раньше говорили, что надо менять систему сбора налогов с нефтедобычи, и правительство пошло навстречу этим пожеланиям. Со следующего года меняется порядок сбора налога на добычу природных ископаемых, вводятся налоговые каникулы для новых месторождений, льготы — для истощающихся. Вот только правительство и депутаты, пойдя навстречу, никого со встречным движением на этом пути не нашли. Нефтяники спрятались, не желая идти навстречу. И это вполне объяснимо с точки зрения частного бизнеса, которому принадлежит большая часть нефтепереработки и вся розничная сеть. Прибыль — она и в Африке прибыль. И делиться не хочется. Пусть даже и получается она из эксплуатации тех ресурсов, что принадлежат всему народу и являются не просто национальным, а общенародным достоянием.

И, похоже, что выход из этой ситуации только один. Не договариваться о частичных “заморозках”, после которых нефтяные монстры наверстывает упущенные сверхприбыли ускоренными темпами, не давить “на голос и характер” в высоких кабинетах, а ввести законодательным путем в ряде стратегических отраслей (где как раз используются ресурсы всей страны) так называемую верхнюю планку рентабельности. Выходя за которую компании получают сверхприбыль. Ввести предельную наценку и на розничную торговлю. Чтобы это имело силу закона. А все сверхприбыли изымать.

Впрочем, это уже дело не сегодняшнего дня. А что касается ближайшего будущего, то 21—22 рубля за литр Аи-92 и 23—24 за Аи-95, как кажется, не предел к концу года. И это оптимистичный сценарий. По пессимистичному — такие цены на автозаправках мы можем увидеть уже в конце октября. Со стороны окажется очень смешно, если правительство и в этом году “заморозит” цены на их пике, в очередной раз наступив на привычные грабли. Правда, большинству россиян от этого будет совсем не до смеха.

А может быть, стоит закупать бензин в Китае, куда мы экспортируем нефть? Там он раза в два дешевле, несмотря на рыночную экономику. Или, на худой конец, выписать к себе китайское правительство. Хотя бы лет на пять.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру